Эмоциональные процессы, управление эмоциями
Эмоции – это специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, процессом удовлетворения потребностей, окрашенные в приятные и неприятные тона. Эмоции – психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он физически и психологически чувствует себя в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно идет процесс удовлетворения потребностей. Эмоции характеризуют жизнь в целом, все ее процессы, связанные с сохранением ее и развитием.
К эмоциям относятся переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, многочисленные и разнообразные чувства, которые может испытывать человек по разным поводам и в разных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния динамичны, они меняются, время от времени, переходят одно в другое, иногда в свою прямую противоположность. Радость сменяется печалью, страх – гневом, удовольствие – неудовольствием. Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны. Но чем же эмоции отличаются от ощущений?
Эмоции представляют собой особого рода внутренние ощущения. Но ощущения, связанные с эмоциями и входящие в их состав, существенно отличаются от ощущений, которые испытывает человек, получая в процессе восприятия окружающего мира. Принципиальное различие состоит в том, что ощущения, входя в состав образа какого-либо предмета или явления, существующего в действительности, отражают свойства данного предмета или явления, присущие или приписываемые сознанием человека ему. Ощущения относятся к соответствующему предмету или явлению, расположенному вне нас. Эмоции в отличие от ощущений характеризуют предмет не объективно, а наши собственные физические или психологические состояния. Т.о. ощущения имеют определенную предметную отнесенность, а эмоции отнесенности не имеют. Иногда возникают впечатления, что эмоции вызваны воздействием какого-либо специфического предмета, реально происшедшим событием, объективным явлением, однако в действительности эмоции характеризуют не предмет, не события и явления, а наши собственные состояния при его восприятии.
Ощущения человека не имеют временных ограничений и существуют до тех пор, пока человек воспринимает порождающий их предмет или явление. Динамика ощущений не поддается каким-либо общим закономерностям, они не могут возникать и исчезать периодически. Эмоции же подвержены временным, закономерным, периодическим изменениям. Ощущения в меньшей степени определяются внутренним состоянием человека. Все многообразие чувств можно разделить на 2 категории: на чувства положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По состоянию все чувства можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, горе, зависть, ревность, к более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство, чувства патриотизма и любви к родине. По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Простейшая форма эмоционального переживания – это, так называемый, чувственный, эмоциональный фон. Под чувственным фоном понимают эмоциональную окраску, качественный оттенок психического процесса, побуждающий субъекта к их сохранению или устранению. Если отрицательный чувственный тон переходит в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии. Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности, чувственный тон помогает принять хотя и предварительное, но зато быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску: интересная книга, приятный собеседник, веселая комедия.
Другое на сайте:
Типологический подход как основа изучения личности школьника
В материалистическом учении о социально-экономических формациях сказано, что в каждом историческом периоде понятие о типе личности воплощалось в виде идеалов, отражающих духовное и физическое совершенство человека. Так, если в период перв ...
Понятие тревожности, причины ее во время беременности
В необычных условиях, люди испытывают более или менее сильное эмоциональное напряжение, которое субъективно переживается как чувство беспокойства, тревожности страха. Слишком высокий уровень беспокойства – тревожности снижает эффективност ...
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные перио ...