Зарождение и эволюция психики
Одна из фундаментальных проблем – это проблема первоначального порождения психики и ее развития в филогенезе. Сложность этой проблемы определяется тем, что мы не можем сейчас прямо воспроизвести те события, те изменения, которые привели к порождению. Наука психология вступает здесь в область построения гипотез. Одной из интересных научных гипотез в этой области, в процессе осмысления которой возникла отечественная гипотеза о происхождении и развитии психики, стала гипотеза К. Бюлера. Она описывала последовательность развития психики через стадии инстинкта, навыка (дрессуры) и интеллекта.
Пьер Тейяр де Шарден истоки психического усматривает в понятии «духовная энергия», отождествляя ее с «внутренней стороной» материи. Психическая энергия противостоит физической. «Обе энергии — физическая и психическая, находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга»[1].Живая клетка как первая форма жизни возникла вследствие взрывоподобного перехода в более совершенное состояние психической энергии. Дальнейшее развитие психического происходило уже в связи с появлением у животных нервной системы. В недрах ее постепенно накапливалась психическая энергия, порождая внутреннее напряжение, которое на уровне человека привело к возникновению нового эволюционного скачка, на этот раз — мысли и сознания.
В советской психологии сложилась традиция рассматривать психику как свойство материи. На этой посылке основывались труды по данной проблеме А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Ю.Б. Гиппенрейтер, К. Фабри. В данном реферате психика рассматривается, прежде всего, как развитие иерархических уровней отражения, позволяющих создавать субъективный образ объективной реальности.
Другое на сайте:
Внимание в дошкольном возрасте
При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего ...
Понятие, значение и структура Я-концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального об ...
Психологические характеристики несовершеннолетних с асоциальным поведеним
Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых появляются социально неодобряемые формы поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с друг ...
