Понятие самосознания личности
Анализируя ошибки гегелевской "Феноменологии духа", К.Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание [5, с.132].
Личность, субъект – это не "чистое сознание" (Канта и кантианцев), не всегда себе равное "я" ("Я+Я" – Фихте) и не саморазвивающийся "дух" (Гегель); это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру [7, с.124]. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития. Задача психологии – изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание "реальных живых индивидов" в их реальной обусловленности [15, с.29].
Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к "Я", то нельзя и отрывать одно от другого [5, c.357]. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, – это вопрос о ее самосознании, о личности как "Я", которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно «принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца» [19, с.412].
Источник самосознания никак не приходится искать в "соотношениях организма с самим собой", выражающихся в рефлекторных актах, служащих для регулирования его функций (в которых ищет их, например, П. Жане [14, с.128]). Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.
Не сознание рождается из самосознания, из "Я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, "Я" само формируется в ней [19, с.268 ]. История развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.
В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.
Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.
Другое на сайте:
Классические теории девиантного поведения
Классическими теориями девиации являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.
Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологически ...
Проблема исследования способностей в психологии
Экспериментальная психология способностей и психодиагностика развивались как родственные науки, основателем которых является Френсис Гальтон. Он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, тал ...
О методологии
О.Конт в середине 19 в., предложил концепцию развития человеческого знания. Рассматривал три последовательно сменяющие друг друга формы знания: 1) Религиозное – основано оно на традиции и индивидуальной вере; 2) Философское – основано на ...
