Вопросы, актуальные для современной российской психологии
Пути интеграции психологического знания: синтез или эклектика?
Единая ли наука психология? Одни психологи подчеркивают принципиальную необходимость в психологии разных – даже не совместимых друг с другом – точек зрения. В данном случае лучшим считается наибольшее количество разных интерпретаций одного и того же предмета и объекта в психологии. Другие доказывают, что все позиции должны быть сводимы к одной – иначе психология вообще не может являться наукой. Так, например, уверяется, что нельзя рассматривать психологию как неупорядоченный набор разномасштабных теорий, каждая из которых имеет право отстаивать уникальность собственного видения явления под названием “психика”, а надо определить новый единый предмет психологии. В данном утверждении ближайшей вершиной, на покорение которой нацелилась наука – человек как самоорганизующаяся система и роль психики (сознания) в ее самоорганизации. Иные грани в качестве предмета психологии выражаются такими понятиями, как: духовность, субъект, сознание и пр.[6]
Является ли практика критерием истинности психологических теорий или, наоборот, теории выступают в качестве критерия оценки эффективности практической деятельности? Большинство, кто касается этого вопроса, уверяют, что теории строятся для нужд практики, а потому практика и определяет их истинность.
В современной российской психологии остро ставится вопрос соотношения теоретического и практического знания в системе подготовки психологов.
Социокультурное значение психологии
Периодически в кругах психологов возникает тема как еще недостаточной востребованности обществом психологических знаний, так и определенной неготовности психологов к решению актуальных социальных задач психологии.
В результате запретов и ограничений на психологические исследования в России сложилась мощнейшая оперативная психология: психологический инструментарий воспитания, образования, лечения человека методами педагогической, медицинской, клинической психологии, психотерапии и т.д. Тактическая психология, успешно развивается с начала 60-х годов в форме психологии социальной, юридической, инженерной, где человек рассматривается в отношениях с другим человеком, группой лиц, техническими системами или окружающей средой. Тактическая психология изучает “ближний внешний круг” проблем человека, который существует в реальном времени и пространстве, и доступен для объективного измерения. Здесь успех приносит высокопрофессиональное научное знание Настоящего, к которому необходимо адаптировать человека. Указанное знание делает поведение человека адекватным времени и реальным отношениям в обществе. Стратегическая психология изучает Будущее человека, точнее – “дальний внешний круг его проблем”, которых часто еще нет, но которые стремительно и неумолимо приближаются. Изменения в техносфере, в демографии, в структуре общества, в картине мира происходят так быстро, что недавняя фантастика становится реальностью без осознания этих изменений человеком. Осознание происходящих изменений, а ещё важнее, их предвосхищение – сегодня такой же залог выживания для человека, народа, государства, как недавно – сохранение вековых традиций.[7]
Вопрос о социокультурной системе ценностей обращает внимание на то, что общепринятое разделение политического спектра на правых и левых неадекватно, так как имеет в своей основе только один критерий, и то не ясно, какой. В существующих классификациях нет места ни анархистам, ни либертарианцам, хотя и те и другие реально существуют.
Актуальны проблемы юридической психологии. Главные обсуждаемые проблемы – проблемы подготовки, личности и деятельности юридических психологов.
Актуален вопрос социально-психологических проблем искусства и СМИ. Искусство, особенно в аспекте его массового потребителя, а также современные СМИ, представляют серьезную, теоретически и особенно практически важную задачу для социальной психологии, что в той или иной мере было отражено в тематике и содержании представленных и обсуждавшихся докладов, выступлений. Психологами решается вопрос, как предупредить и/или преодолеть некоторые из негативных последствий воздействия искусства и СМИ на человека.
Другое на сайте:
Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация
У всех одна проблема, это – здоровый образ жизни и каждый человек, канд. наук, доктора дают свои определения и по-своему анализируют. И хотела бы рассмотреть рассуждения и понятия В.А.Гурова, где он приводил примеры нескольких авторов и п ...
Метод эксперимента
Известно, что естествознание обязано своим развитием применению эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либо явление, может произвольно изменять условия, при которых оно совершается ...
Психологические характеристики мышления
В психологии существует несколько подходов к классификации видов мышления. Рассмотрим их подробнее.
Так, по типу решаемых задач выделяют:
ü теоретическое (познание законов, правил) и практическое (подготовка физического преобразова ...
