Особенности современной ситуации в психологии по мотивам Л.С. Выготского
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.
Я считаю, что основная заслуга Выготского заключается в том, что он «напрочь» разрушил традиционную предметную область психологии, так как Лев Семёнович опирался на естественнонаучную парадигму в психологии.
Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.
Исследование практически всей системы психических явлений – от элементарных ощущений и до психических свойств личности, – направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.
Знаменательно, что за выбором Льва Семёновича той или иной исследовательской стратегии в психологии стоит, во-первых, определенное понимание характера связи теоретической психологии с практикой, во-вторых, определенное решение проблемы предмета психологической науки. Так переориентация методологии психологии на принцип практики (психотехническая парадигма) направлена на устранение разрыва между теоретической и практической психологией. В качестве предмета исследования в этом случае выступает психотехническая деятельность по организации и реорганизации сознания человека. Реализация естественнонаучной парадигмы (в ее нынешнем виде) в большей степени способствует параллельному и относительно независимому существованию фундаментальной и прикладной психологии, порождая проблему приложения теоретических знаний на практике.
Другое на сайте:
Коррекция взаимоотношений родителей с детьми интровертивного
социально-психологического типа
1. Отношение родителей к деятельности ребенка:
а) следует давать ребенку только посильную работу. При этом следить, чтобы ребенок не травмировал себя теми орудиями труда, которые он пытается использовать без приобретения навыков и умений ...
Россолимо Григорий Иванович
Россолимо, Григорий Иванович (5 декабря 1860 – 29 сентября 1928) – русский невропатолог и дефектолог.
Разрабатывал вопросы морфологии нервной системы. Уточнил ход проводников в центральной нервной системе. Описал патологический стопный с ...
Внимание в дошкольном возрасте
При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего ...
