Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики
Другие авторы отмечают и такие характеристики СПК, как:
— общий эмоционально-динамический, эмоционально-психологический настрой;
— настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей;
— атмосфера, складывающаяся между работниками, непосредственно контактирующих друг с другом;
— социально-психологическая обстановка в коллективе, рассматриваемая с точки зрения психологической совместимости индивидов в составе малого трудового коллектива;
— состояние коллектива, включающее эмоциональный, когнитивный, действенный компоненты межличностных отношений;
— отражение комплекса явлений, связанных взаимодействием людей, условий труда, методов его стимулирования, взаимоотношений людей в процессе труда;
— отношение членов коллектива к труду вообще, к выполняемой работе, условиям жизнедеятельности коллектива, ценностям различных социальных общностей, групповой атмосфере, общему стилю и тону групповых взаимодействий, социальным ценностям;
— морально-политическое единство членов коллектива, их сплоченность, взаимоотношения, общие мнения, настроения, традиции и другое. [1, с. 16-20]
В западной социальной психологии социально-психологический климат рассматривается более широко, в рамках понятия организационного климата, который является составной частью организационной культуры.
А.А. Русалинова отмечает, что «в эмоциональном настрое коллектива отражается система групповых отношений:
a) «по вертикали» (между руководителем и подчиненными);
b) «по горизонтали» (между членами коллектива, находящимися на одинаковой социальной позиции в структуре управления);
c) отношение группы к труду;
d) общая удовлетворенность условиями труда в рабочем процессе». [11, с. 5]
Другое на сайте:
Понятие творческих способностей
Творческие способности являются высшей психической функцией и отражают действительность. Однако с помощью указанных способностей осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемого. С помощью творческих способностей формируется обра ...
Концепция развития памяти у детей
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообрази ...
Структура и свойства характера
Характер представляет собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это целое состоит из определенных частей, звеньев. В характере могут быть выделены отдельные черты, стороны, которые не существуют отдельно друг ...
