Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики
Другие авторы отмечают и такие характеристики СПК, как:
— общий эмоционально-динамический, эмоционально-психологический настрой;
— настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей;
— атмосфера, складывающаяся между работниками, непосредственно контактирующих друг с другом;
— социально-психологическая обстановка в коллективе, рассматриваемая с точки зрения психологической совместимости индивидов в составе малого трудового коллектива;
— состояние коллектива, включающее эмоциональный, когнитивный, действенный компоненты межличностных отношений;
— отражение комплекса явлений, связанных взаимодействием людей, условий труда, методов его стимулирования, взаимоотношений людей в процессе труда;
— отношение членов коллектива к труду вообще, к выполняемой работе, условиям жизнедеятельности коллектива, ценностям различных социальных общностей, групповой атмосфере, общему стилю и тону групповых взаимодействий, социальным ценностям;
— морально-политическое единство членов коллектива, их сплоченность, взаимоотношения, общие мнения, настроения, традиции и другое. [1, с. 16-20]
В западной социальной психологии социально-психологический климат рассматривается более широко, в рамках понятия организационного климата, который является составной частью организационной культуры.
А.А. Русалинова отмечает, что «в эмоциональном настрое коллектива отражается система групповых отношений:
a) «по вертикали» (между руководителем и подчиненными);
b) «по горизонтали» (между членами коллектива, находящимися на одинаковой социальной позиции в структуре управления);
c) отношение группы к труду;
d) общая удовлетворенность условиями труда в рабочем процессе». [11, с. 5]
Другое на сайте:
Особенности общения детей с ЗПР
А.В. Запорожец [38], М.И. Лисина [21], Е.О. Смирнова [23], Д.Б. Эльконин [46] и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и всту ...
Методы исследования способностей и одаренности
В некотором отношении вопрос исследования способностей является нерешенным. Основными проблемными областями являются экспериментальные методы исследования способностей, их экспериментальная диагностика. Еще более сложным вопросом является ...
Соотношение мотивации достижения, темперамента и когнитивных стилей в
структуре личности
Личность по праву считается ключевым понятием в психологии. Вместе с тем, изучение личности – одна из самых важных и сложных задач психологической науки. Интерес к личности всегда сопровождал и стимулировал развитие психологии. Учёные стр ...