Заключение
Сегодня уделяется недостаточно внимания школьной профориентации. Но, тем не менее, в нашей стране существует система профессиональной ориентации и люди, которые занимаются этим делом, понимают важность профессионального самоопределения, серьезностью которого является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Это постепенное формирование должно основываться на знании учащимися психологического содержания видов труда, о важности формирования профессиональной пригодности, учащихся, в том числе, должны считаться со своими особенностями, личными качествами. Поэтому выявление личностных особенностей, а именно особенностей темперамента, акцентуаций, типа личности – понятия, лежащие в основе нашего исследования. В настоящее время существуют различные типологии личности в профессиональной сфере, а так же существует большое количество методик, цель которых: определить тип личности у оптанта. Нас интересовал вопрос о том, насколько сочетаются результаты по различным методикам.
Для исследования этого вопроса группе девятиклассников были предложены три методики: Опросник Акцентуации Личности (по К. Леонгарду), опросник Айзенка, для определения типа темперамента и опросник Дж. Холланда "Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности".
Для того, чтобы определить характер сочетания и согласованности между результатами методик мы проанализировали описания типов темперамента, типов акцентуаций и типов личности в профессиональной сфере и выявили возможные сочетания типов. Затем сравнили полученные сочетания с результатами исследования тридцати испытуемых.
В результате исследования мы рассмотрели понятия и подходы к диагностике личности, темперамента, акцентуаций характера. В исследовании были сформулированы следующие выводы:
1. У испытуемых с определенным типом темперамента имеются акцентуации характера, свойственные именно данным типам, а так же у всех испытуемых их личная формула по Дж. Холланду полностью, либо частично совпадает с формулами, составленными для каждого типа темперамента.
2. Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии. Тип акцентуация характера выступает как важный фактор при разработке программ по выбору профессии для подростков.
3. Тип личности, характеризуемый Дж. Холландом, может иметь акцентуации, свойственные типам темперамента при условии, что данный тип личности имеет соответствующий тип темперамента.
По результатам исследования, зная особенности темперамента, акцентуаций характера, типологической особенности по Дж. Холланду, для каждого испытуемого можно определить сферу профессионального труда, где он будет наиболее успешен.
На наш взгляд, полученные результаты исследования позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу о том, что существует взаимосвязь между темпераментом, акцентуациями характера у подростков и типами их личности в профессиональной сфере, подтвержденной. Дальнейшая работа по проблеме исследования возможна в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения в процессе подготовки старшеклассников к выбору профессии.
Другое на сайте:
Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания детей
Если проанализировать историю семейного воспитания при Советской власти, то увидим, что семья всегда ставилась в жесткие социально-экономические условия, когда на производстве были заняты не только мать и отец, но даже бабушки и дедушки, ...
Понятие о структуре личности и его значение для разработки диагностики
личности школьника
Пути решения намеченной нами психолого-педагогической проблемы изучения личности школьника зависят от содержания понятия личности и ее структуры. Анализ литературных источников показал, что понятие личности в философских и педагогических ...
Ощущение
Определение ощущения –
простейшим познавательным психическим процессом являются ощущения. Простейшим его можно назвать только по сравнению с более сложными процессами. В действительности ощущение является продуктом сложной деятельности с ...