Включение ребенка в учебную деятельность – важное условие развития познавательной потребности
В этом возрасте мы никогда не увидим ребенка в пассивном состоянии. Он всегда чем-то занят: то он внимательно наблюдает за другими детьми, то увлечен рассматриванием новой книги, то лезет на дерево, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность. Жизнь во всем ее разнообразии - вот что возбуждает его деятельность и жизнь не иллюзорную, а самую настоящую.
Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к самим знаниям. При этом интерес к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению - как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу. Маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. При этом их привлекают именно серьезные занятия и значительно холоднее относятся к тем видам работы, которые им напоминают занятия дошкольного типа. Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения младших школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Подобное отношение к отметке в дальнейшем исчезает; его наличие свидетельствует, что первоначально социальный смысл учебной деятельности заключается для детей не сколько в ее результате, сколько в самом процессе учебного труда. Это остатки еще неизжитого отношения ребенка к своей деятельности, которое было типично для него в дошкольном возрасте. Приход в школу позволяет ребенку выйти за пределы своего детского образа жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности, которая дает богатый материал для удовлетворения познавательных интересов. Это создает психологические предпосылки возникновения у него подлинной потребности в усвоении теоретических знаний.
В самом начале школьной жизни у ребенка еще нет такой потребности – она возникает на основе познавательных интересов и в процессе реального усвоения детьми элементарных теоретических знаний. При этом необходимо совместное выполнение с учителем простейших предметных учебных действий, направленных на решение соответствующих задач. Иными словами «потребность в теоретических знаниях как психологическая основа учебной деятельности не предшествует ее реальному выполнению, а возникает в процессе ее собственного формирования». Это обстоятельство в свое время было отмечено Л.С. Выгодским, который писал: «Развитие психологической основы обучения… не предшествует началу обучения, а совершается в неразрывной связи с ним, в ходе его поступательного движения».
Таким образом, поступление ребенка в школу и содержание учебной деятельности в виде теоретических знаний является важнейшим условием развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте.
Другое на сайте:
Самооценка в структуре личности
Личность, являясь чрезвычайно сложным системным социальным качеством человека, возникает как опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. «Возникновение личности как системного качест ...
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
К выделенным видам одаренности относятся следующее.
· Художественная одаренность
.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, ...
Выводы
Медработники с более низкой предметной (психомоторной) активностью отличаются также меньшим и социальным темпом и повышенной эмоциональностью. Все эти факторы могут существенно затруднить их профессиональную деятельность и привести к преж ...