Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти
Рис. 1. Процент сбереженного материала при повторном заучивании, по Эббингаузу, 1912
В рамках обсуждения репродуктивных процессов памяти ставился также вопрос о влиянии сходства и различия материала в ряду на запоминание. Свое решение эта проблема получила в так называемом «эффекте фон Ресторф»: независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.
Выявленные закономерности отличаются высокой устойчивостью. Они легко воспроизводимы при повторении тех же экспериментальных условий. К сожалению (или к счастью?!), в нашей каждодневной жизни, за исключением весьма специфических случаев сдачи экзамена или разгадывания кроссворда, мы почти не встречаем необходимости точно (дословно) воспроизводить информацию. Скорее нам необходимо ее творчески преобразовать, чтобы сделать пригодной для использования в постоянно меняющемся мире/1/.
Другое на сайте:
Память как конструктивный процесс
Психолога Ф. Бартлетта интересовало запоминание в той форме, как оно происходит в реальной жизни. Созданные им методики повторной и сериальной репродукции были призваны сделать видимым процесс изменения материала при повторяющихся воспоми ...
Деятельность и психические процессы
В деятельности…все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются[31]. …Деятельность органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь ...
Гендерные аспекты практики управления
В управленческой практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учётом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта. Различные и ...
