Эргатические функции и их генезис
В сложном социально-культурном феномене "труд" переплетается множество смежных, неоднозначных, проблемных аспектов. Тождественен ли "труд" "игре" ("игре гения") и в чем их отличие? Возможно ли выделение универсальной меры психофизиологической и психологической "цены" деятельности человека, предопределяющей ее статус как "труд"? Как оценить роль профессиональной подготовленности, таланта и одаренности человека? Творчество — это "труд"? И в каких именно стадиях весьма неоднозначного творческого процесса? Эдисон, как известно, "труд" и "озарение" в результатах гениального творца "точно" оценивал в пропорции 99 : 1, но понятно, что это — метафора, образ, намек успешного человека, первоклассного профессионала и высокопродуктивного работника на некоторые сущностные отношения, связанные с профессиональным трудом. Что привносит или изменяет вдохновение или, например, влюбленность, вера, убежденность человека в его деятельности по созданию социально ценного продукта, то есть — продукта труда?
Другая группа вопросов. Смещается с течением времени тяжесть труда от мышечной системы человека к сенсомоторике, от сенсомоторики — к когнитивным функциям. Труд с развитием общества и человека становится все менее напряженным физически, но все более напряженным интеллектуально и эмоционально для все большей части работников. Причем в такой степени, что спасительным для организма и личности человека-деятеля теперь становится специально организованная тяжелая физическая работа (например, в спортивном зале, на тренажерах), выступающая уже в качестве восстановительного средства.
Парадоксально, но трудовая активность современного человека за компьютером более похожа на игру, а его физическая активность — после работы вечером в спортивном зале или на дачном участке — по всем физиологическим признакам может соответствовать тяжелой физической работе.
Третий спектр вопросов обусловлен самим разделением труда и специализацией; следовательно, их последующей интеграцией, координацией, контролем — управлением в целом, представление о котором в течение столетия радикально изменялось.
Четвертый спектр вопросов, до сих пор сравнительно малоизученных в рамках психологии труда, — взаимодействие субъектов совместной профессиональной деятельности, характеризующихся разными индивидуально-психологическими особенностями. Очевидно, что здесь, во взаимодействии людей, можно как обрести новые мощные ресурсы, так и потерять их; получить как гармоничное сочетание взаимодействий разных личностей, так и разлад и несогласованность действий (конфликты, профессиональные заболевания, профессиональный травматизм, профессиональная деформация личности и др.).
Пятый спектр вопросов. В аспекте свободы субъекта в организации пространства своего труда одним из обстоятельно изученных в отечественной науке специфических механизмов, или психологической системой, является феномен "индивидуальный стиль деятельности" Стиль — еще одни путь качественного эмоционального, смыслового, психофизиологического преобразования содержания и процессов труда, путь использования множества внешних и внутренних ресурсов человека.
Все множество непростых вопросов, связанных с трудовой активностью человека, можно отчасти соотнести и "уравновесить" в рамках научной дисциплины введением базисного понятия эргатические функции (от греч. ergon — работа, труд). Принимая понятие "эргатические функции" как более широкое, чем "трудовые функции", можно более адекватно описать ряд специфических сфер деятельности и взаимодействий человека с другими людьми и средой в целом (миром животных, техники, культуры и т. д.), выстроить более адекватную систему рабочих понятий научной дисциплины.
Эргатические функции
Логика развития профессии заключается в неизбежной дифференциации многих ранее исторически сложившихся трудовых постов и рабочих мест, в оформлении и изменении трудовых функций субъектов труда, в особенностях распределения и перераспределения функций между представителями разных профессиональных структур. Вместе с тем развитие многих профессий в настоящее время имеет выраженных интеграционный характер. Он проявляется в формировании сходных технологических цепочек как в производстве товаров и услуг, в менеджменте, так и в государственном управлении. Типичное распределение основных рабочих функций между субъектами труда таково:
♦ руководитель (стратегическое управление);
♦ заместители и руководители подразделений (управление отдельными структурами, процессами, разработка программ деятельности, поддержка функций организации);
♦ технический исполнитель (ведение служебной документации);
♦ специалисты в определенной области (исполнители, консультанты, эксперты);
♦ руководители низового звена (оперативное управление);
Другое на сайте:
Понятие психики и психического склада личности
Психика - форма субъективного отражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с этим миром.
Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним мир ...
Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с
нормальным слухом
Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с ...
Систематическая интроспекция
То, что получило название систематической интроспекции, развивалось в Вюрцбурге в 1901 — 1905 гг. под руководством Кюльпе. Кюльпе, испытавший, подобно Титченеру, влияние позитивизма Маха, переехал из Лейпцига в Вюрцбург с убеждением, что ...