Феномен конфликта
Слово «конфликт» пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, поскольку они не нуждаются в переводе: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с 19 века. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор». [10; стр.259].
В теории конфликта (конфликтологии) принято описывать конфликт как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесение ему ущерба, как психическое напряжение и антагонистическую враждебность, как достижение своих целей за счет подавления противоположных им.
Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с конфликтами разного рода. Конфликт анализируется с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов, соперничества. Возникает взаимное непонимание, постепенно перерастающее в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения, следствием чего является конфликт. В конфликте принято выделять, по меньшей мере, двух участников, действия которых являются взаимоисключающими.
Таким образом, конфликт – это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели, которые реализуются ими в ущерб друг другу.
Конфликты – это норма жизни. Противоположность конфликта – это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире, согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения. Они портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека.
Но конфликты в нашей жизни неизбежны. Поэтому остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу.
Конфликт – это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели, которые реализуются ими в ущерб друг другу.
Субъекты и участники конфликта. Понятие «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект – это «активная сторона», способная создать конфликтую ситуацию, и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта, сознательно или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт.[12].
Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами.
Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут:
а) провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
б) содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению;
в) поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.
Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором конфликта, либо сдерживающим или нейтральным фактором в его развитии.
В конфликте различают следующие структурные элементы.
А). Конфликтующие стороны.
В конфликте участвуют, как минимум две конфликтующие стороны («конфликтанты»). Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, жертвы.[4].
Другое на сайте:
Общие понятие детской одаренности
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, ...
Выявление потребности
Выявление потребности - важная фаза в акте продажи, для осуществления которой необходимы особые психологические качества. Речь идет не только о тем, чтобы внимательно выслушать потенциального покупателя, выбрать манеру поведения и очертит ...
Защитный механизм интеллектуализации
Защитный механизм интеллектуализация, является одним из менее известных защитных механизмов. Под ним понимают процесс, посредством которого субъект стремиться выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.
Этот ...
