Заключение
Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной системы образования. На основе анализа теоретических источников по данной проблеме, исследования, проведенного в ВУЗах, наблюдений мы можем сделать следующие выводы.
В системе вузовского образования можно выделить три основные группы конфликтов:
- конфликты типа: «общество-ВУЗ»;
- конфликты типа: «ректорат-вузовский коллектив;
-конфликты типа: «студент-преподаватель», «преподаватель-преподаватель», «студент-студент».
Промежуточными (более частыми) вариантами конфликтного взаимодействия «ректорат-вузовский коллектив» могут быть конфликты типа «ректорат-деканат», «ректор-кафедра», «кафедра-деканат», «деканат- коллектив факультета» и др. [8;50].
Конфликты в воспитательной практике возникают повсеместно и постоянно. Процесс социализации (адаптации, самоидентификации и т.д.) предполагает различного рода конфликты не только в студенческой среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой системы высшего образования по принципу соподчинения и противопоставления («преподаватель – студент», «cтудент-студент», «старший – младший», «сильный – слабый», «успевающий – неуспевающий» и т.д.) стимулирует конфликтность. Кроме того, студенты «несут» с собой в институты в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества. «Накладываясь» на не совсем неокрепшую психику, эти противоречия (наряду с другими причинами) порождают грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях. За последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась культура общения между преподавателями и студентами. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, на производстве, в семье и в итоге в учебном заведении.
Как показывают наблюдения за работой преподавателей ВУЗов, многие из них затрудняются в проведении диалога со студентами разного возраста. Диалог преподавателя с учащимися часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением учащегося. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в ВУЗах, и к старшим курсам многие из студентов вырабатывают ответный стиль общения с преподавателями.
Если обобщить причины конфликтов характерных для преподавательских коллективов ВУЗов, то их можно свести к двум основаниям:
Проблема общения (отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.)
Устаревшая административная система управления во многих вузовских заведениях, построенная по принципу «начальник – подчиненный», в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.
Между преподавателем и студентом возникают конфликты следующих видов:
конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения студентом учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения студентом правил поведения в учебном заведении и вне его;
конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Существуют различные стратегии поведения в конфликте: противоборство, сотрудничество, компромисс, уклонение, уступка.
С помощью проведенного исследования было выяснено, что большинство опрошенных преподавателей прибегают к стратегии противоборства, считая ее наиболее эффективной в ситуации конфликта.
Существуют различные способы разрешения конфликтов (см. приложение Б).
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к разногласиям. Здесь нет места сарказму, так как он может обидеть одну из конфликтующих сторон.
Психологическое поглаживание – проявление ласки, заключается в выделении положительных черт «противника».
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
Третейский суд, как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы».
Другое на сайте:
Эмоциональный интеллект
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ, EI)
(англ. Emotional intelligence) — группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
Пять главных составляющих ЭИ
· самосознани ...
Ригидный тип
Чтобы включиться в беседу с вами такому человеку требуется необходимое время и настрой. Причем, это не зависимо от характера, будь он даже решительным и уверенным в себе человеком. Основная характеристика ригидного собеседника – основател ...
Интериоризация и экстериоризация
Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе рассматриваются как механизмы усвоения общественно-исторического опыта[23]. Мысль о происхождении внутренней(интериоризация) психической деятельности, деятельности человеческого со ...