Влияние психологической совместимости на межличностные отношения курсантов
Исследование данного феномена имеет важное практическое значение и позволяет подойти к решению проблемы оптимизации межличностных отношений, где особый интерес представляет изучение влияния индивидуально-психологических особенностей личности на ее совместимость с другими членами коллектива.
Большинство психологов понимают под психологической совместимостью способность членов группы к взаимному принятию, бесконфликтному общению, согласованию своих действий, оптимизации взаимоотношений в различных областях и видах совместной деятельности.
А.Л. Свенцицкий определяет совместимость как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Она обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств.
С.Ю. Головин раскрывает понятие совместимости через понятие групповой и межличностной совместимости.
Групповая совместимость – социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях совместной деятельности.
Под межличностной совместимостью он понимает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и др. значимых для межличностного взаимодействия индивидуально – психологических характеристик.
Психологическая совместимость остается одним из перспективных направлений в изучении межличностных отношений.
Межличностные отношения – более или менее устойчивые отношения между людьми, основанные на личном знании друг друга, взаимных аттитюдах и социальных эмоциях (межличностной аттракции, симпатии или антипатии, ревности, зависти и т.п.), совместных формах деятельности.
На совместимость в межличностных отношениях влияют темпераментальные и типологические особенности членов учебной группы.
Диагностика свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента изучалась по методике В.М. Русалова ОСТ (Опросник структуры темперамента).
Исследование преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке, базировалось на методике диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Проделанный корреляционный анализ выявил положительную корреляцию между следующими шкалами у курсантов психологов: эгоистический – авторитарный (0.50 при p<0.05); агрессивный – авторитарный (0.64); агрессивный – эгоистический (0.69); подозрительный агрессивный (0.73); альтруистический – дружелюбный (0.53); социальный темп – темп (0.52). Согласно полученным данным, авторитетный тип отношений с окружающими, влияет на агрессивность, эгоистичность и подозрительность членов группы к другим людям. Потребность в освоении предметного мира связана с легкостью у курсантов переключаться с одного предмета на другой. Быстрота осуществления моторно–двигательных актов при выполнении предметной деятельности влияет на характеристики речедвигательных актов в процессе общения.
У курсантов юристов более выражена зависимость по показателям пластичность - энергичность (0.56 при p<0.05); темп – пластичность (0.54); социальный темп – темп (0.53) зависимый – подчиняемый (0.68); дружелюбный – зависимый (0.58); альтруистический – дружелюбный (0.56) а также темп – социальная энергичность (0.59), то есть проявляется зависимость уровня потребностей в социальных контактах и стремления к лидерству от быстроты моторно–двигательных актов при выполнении предметной деятельности (у курсантов психологов данная зависимость не проявляется).
В целях выявления типологических особенностей личности была использована методика К. Юнга (Психологическая типология личности).
Корреляционный анализ показал, что такой тип личности, как интроверсия, связан со следующими шкалами: интроверсия – пластичность (0.63 при p<0.05); интроверсия – социальная пластичность (0.48); интроверсия – темп (0.81) у курсантов психологов и интроверсия – социальная пластичность (0.69); интроверсия – эмоциональность (0.56) у курсантов юристов. То есть, интроверсия влияет на легкость переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникативных программ и быстроту моторно–двигательных актов при выполнении предметной деятельности, а у курсантов юристов выявлено влияние типа личности и на эмоциональность, оценивающую чувствительность к неудачам в работе.
Другое на сайте:
Поведенческие особенности одаренного ребенка
дошкольного возраста
Выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение и высокая успешность выполнения;
- использование и изобретение новых способов в условиях ...
Психические состояния
Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток времени зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, то есть от его психического состояния — ...
Стыд
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике [9]. ...