Лонгитюдное исследование профессиональной идентичности молодых специалистов
Основная составляющая успешной профессионализации личности является формирование профессиональной идентичности на этапе обучения в вузе. Сформированная профессиональная идентичность позволяет личности быть более адаптивным в процессе профессионального становления, а также способствует большей способности совершать личностный выбор в критические периоды профессионального развития.
При обучении в вузе основная задача «дать студенту знания, умения и навыки» по выбранной профессии. Однако, не ставится специальной задачи формирования профессиональной идентичности и профессиональной позиции. Это вызывает переживание ряда критических этапов, результатом которых является формирование профессиональной идентичности с получаемой профессией либо отторжение получаемой специальности. Мы считаем возможным такое понимание профессиональной идентичности поскольку по сути профессиональная идентификация – это процесс отождествления себя с профессией, процесс принятия и нахождения себя в выбранной профессии.
Нами было проведено лонгитюдное исследование, целью которого было выявление степени сформированности профессиональной идентичности по полученной специальности, а также мотивов испытуемых, почему в течение периода обучения в ВУЗе не сформировалась профессиональная идентичность, насколько важна для испытуемых профессиональная самореализация, и какова значимость труда как общественного полезного занятия для испытуемых.
Мы предположили, что если у выпускника вуза уже сформирована профессиональная идентичность по полученной специальности, то он будет работать по профессии и будет пытаться самореализоваться в рамках полученной специальности, даже в условиях ограниченного выбора рабочих мест по данной профессии.
Первый этап исследования нами был проведен в апреле – мае 2005 года. Выборка составила 40 человек: студентов-психологов 4 и 5 курса очной формы обучения в вузе г.Магадана. Второй этап исследования был проведен в июле-октябре 2007 года. Выборка составила 12 человек, из тех, кто принимал участие в первом этапе.
В качестве метода мы использовали структурированное интервью. Данный способ изучения профессиональной идентичности нами был выбран не случайно: задавая вопросы, связанные с профессиональным развитием, мы обращались к рефлексии испытуемых, концентрируя их на анализе собственного профессионального пути и оценивании успешности данного профессионального этапа.
Индивидуальный анализ интервью позволил выделить следующие категории анализа:
· ведущая направленность в профессиональной деятельности,
· внутренние и внешние факторы смены места работы,
· мотивировка неуспеха в профессиональной адаптации по полученной специальности,
· модель хорошего специалиста психолога,
· уровень социальных притязаний,
· феномен отложенной жизни (явление характерное для удаленного и маленького региона).
Также в ходе анализа, мы обнаружили качественное различие между выпускникам ВУЗа осуществляющими профессиональную деятельность в рамках полученной специальности в вузе и испытуемыми, начавшими профессиональную карьеру по другой специальности. Мы разделили выборку на 2 группы и назвали группу испытуемых работающих по специальности – «приверженцы», а группу испытуемых не работающих по специальности - «мигранты».
Другое на сайте:
Особенности общения детей с ЗПР
А.В. Запорожец [38], М.И. Лисина [21], Е.О. Смирнова [23], Д.Б. Эльконин [46] и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и всту ...
Игровые методы разрешения конфликтов
Попадая в конфликтную ситуацию, преподаватель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния – чтобы предотвратить конфликт или его погасить.
В ...
Характеристика мышления как психологического процесса
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими сво ...
