Факторы риска патологических подростковых кризов
Исследование К.С. Лебединской, М.М. Райской и Г.В. Грибановой (1988) клинико-психологических особенностей подростков с нарушениями в аффективной сфере позволяет сделать, важные выводы, отражающие патогенез нарушений поведения у подростков.
Нарушения поведения у подростков с явлениями психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений обнаруживают связь с различными видами неполноценности ЦНС, большей частью - резидуально-органического генеза, реже - психопатиями, акцентуациями характера.
Следствием неполноценности нервной системы являются такие имеющие значение для декомпенсации в подростковом возрасте факторы, как нарушения познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонения темпа полового созревания.
В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному фактору: неблагоприятным условиям воспитания и окружения, неадекватным условиям обучения, явлениям микросоциальной и педагогической запущенности.
К.С. Лебединской и соавторами (1988) указывается, что нарушения поведения у подростков мечут иметь как непатологический, так и патологический уровень. Наличие последнего обусловлено массивностью этиологического фактора: как биологического (выраженностью недостаточности нервной системы, более тяжелой степенью нарушений интеллектуального и «эмоционального развития, дисгармонией процесса полового созревания), так и социального грубыми дефектами воспитания, хронической психотравмирующей ситуацией, приводящими к патологическому формированию личности) - либо сочетанием этих факторов.
Ретроспективный анализ особенностей поведения подростков с нарушениями поведения позволил выявить признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить маркерами для установления риска возникновения дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
Результаты сравнительного ретроспективного анализа анамнестических данных подростков с нарушениями в аффективной сфере и подростков контрольных групп позволили выявить критерии угрожаемости патологического подросткового криза, которые имели свою возрастную специфику.
В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза нам представляются следующие проявления:
а) выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения; трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;
б) такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкою выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых;
в) инфантильные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
г) импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
д) реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции активного протеста.
В младшем школьном возрасте неблагоприятны следующие факторы:
Другое на сайте:
Одаренные дети: особенности психического
развития дошкольников
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессиональ ...
Речь. Общая психологическая характеристика
Человеческая речь – совершенно особый и невероятно богатый канал выразительности. Одно звучание голоса во многом характеризует текущие психические переживания говорящего. Еще большее значение для самораскрытия человека имеет то, о чем он ...
Теоретические проблемы
Фундаментальный теоретический вопрос, встающий в связи с этими исследованиями, показывающими столь значительную разобщенность между результатами выполнения эксплицитных и имплицитных тестов, заключается в возможности допущения существован ...