Современная семья, функции. Стили воспитания, как они влияют на ребенка
Семья оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Это связано со спецификой семейного воспитания.
«Современная семья» - что же она из себя представляет?
Для начала, стоит рассмотреть, какие функции выполняет такой социальный институт как семья.
Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности.
Специфика семейного воспитания:
1. Как отмечают и психологи, и педагоги, это эмоциональный характер семейного воспитания, который основывается на родственных чувствах
2. Воспитательные воздействия родителей на детей отличаются постоянством и длительностью в самых разнообразных жизненных ситуациях
3. Именно семья рождает у ребенка чувство защищенности, любви, принятия
4. В семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию.
Подкрепление. Родители определенным образом реагируют на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение каких-то правил. Тем самым у ребенка складываются первые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.
Идентификация. Ребенок подражает родителям, сознательно и несознательно ориентируется на их пример. У малыша появляются содержательные представления о социальных ролях и образцы поведения (выполняет действие, говорит как мама, как папа).
Важно, каким содержанием в той или иной семье наполняются указанные механизмы.
Социологи, педагоги, психологи (И.В. Бестужев-Лада, А.В. Мудрик, И.С. Кон и др.)[2] отмечают, что современные семьи весьма разнообразны, но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:
-изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из 2 поколений – родители и дети. Растет число неполных семей (один из родителей отсутствует), число семей с одним ребенком. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, а это не дает родителям пользоваться опытом предыдущего поколения;
- изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестает быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя, а не родительской власти;
-семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции. Выделяется группа педагогически несостоятельных семей.
Деление семей на неблагополучные и благополучные неправомерно, так как нет четких критериев их определения. Благополучие в семье связано с ее системой ценностей, с тем, к чему семья стремится, на какой основе складывается ее образ жизни. Р.В. Овчарова предлагает следующую систематизацию семьи с более широким диапазоном критериев без противопоставления одних семей другим.[3]
Гармоничные семьи:
- педагогически талантливые родители;
-семьи, требующие лишь редких консультаций, периодической помощи, поддержки и одобрения.
Проблемные семьи:
Другое на сайте:
Динамика работоспособности
Труд является необходимым условием существования человеческого общества, - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы или ранее произведенные предметы для удовлетворения ...
Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися конформного
социально-психологического типа
1. В сфере отношения к людям:
а) учитель должен помнить, что учащиеся конформного социально-психологического типа любым путем будут завоевывать у него благожелательное отношение, из которого можно было бы извлечь для себя выгоду. Поэтому ...
Концепция «творческого Я» А. Адлера
Фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизируется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации ...