Об аддиктивном поведении
И. Маркс (Marks, 1990) предложил следующие критерии для диагностики поведенческих (нехимических) зависимостей:
Ø Побуждение к контрпродуктивной поведенческой деятельности (тяга);
Ø Нарастающее напряжение, пока деятельность не будет завершена;
Ø Завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение;
Ø Повторная тяга и напряжение через часы, дни или недели (= симптомы абстиненции);
Ø Внешние проявления уникальны для данного синдрома аддикции;
Ø Последующее существование определяется внешними и внутренними проявлениями (дисфория, тоска);
Ø Гедонистичекий оттенок на ранних стадиях аддикции.
Аддикция – стойкая сверхценная трудноконтролируемая привычка (внутреннее побуждение) к деятельности: с заранее прогнозируемым негативным эффектом, сопровождаемой изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены, с возникающим в некоторых случаях «похмельным» раскаянием») и обязательно наступающим рецидивом.
Иногда ошибочно полагают, что у людей с такими зависимостями слабая воля. Но это мнение ошибочно, так как волевые качества аддиктов имеют завышенный показатель. Ключевая проблема аддективного поведения заключается в искаженной, зачастую деструктивной направленности сверх-волевых усилий таких людей. Сверхценное и трудноконтролируемое побуждение мотивирует человека повторять аддиктивную модель поведения, не смотря ни на что, и удовлетворять свое желание каким угодно путем (“Охота пуще неволи”).
При поведенческих аддикциях привычное поведение становится жизненно необходимым, несмотря на очевидные и зачастую осознаваемые негативные последствия («гулять, так гулять», «любить так любить»). Человек знает, что его поведение является разрушительным (нередко и для близких), но всё равно поступает именно так. Например:
ü играет в азартные игры (зная о высокой вероятности проигрыша);
ü заводит любовниц (зная, что связать с ними жизнь не в состоянии, и что от этого страдает его семья);
ü делает ненужные покупки (зачастую, на последние деньги);
ü проводит жизнь в Интернете или перед телевизором (зная, что реальная жизнь приходит в это время к краху);
ü не видит разницы между работой и удовольствием (заменяя среднеэффективным трудоголизмом общение с самыми близкими людьми и собственную боязнь внутренней пустоты);
ü голодает (гордясь собственной дистрофией);
ü переедает (понимая опасные последствия);
ü тренируется до полного изнеможения (в том числе, в экстремальных видах спорта);
ü впадает в религиозный фанатизм;
ü коллекционирует или просто копит ненужные никому вещи.
Рассмотрим подробнее компоненты аддикции и аддиктивного поведения.
1. Сверхценность. Это означает доминирование аддиктивного поведения по отношению к другим аспектам жизни. Это поведение – важнее всего. Важнее семьи, детей, родителей, друзей, карьерного успеха. В данном случае не идёт речь о клиническом понимании термина «сверхценность». Тогда – это болезнь. Тогда у человека нарушена психика. В клиническом аспекте, сверхценная идея – это доминирующая в сознании мысль, подкреплённая эмоциональной реакцией, владеющая человеком целиком, определяющая всю направленность его мыслей, поведения и оттесняющая все другие идеи, суждения. Коррекции сверхценная идея поддаётся с трудом и на короткий период, а затем она либо возвращается, либо замещается другой сверхценной идеей. Но в данном контексте имеется в виду проблемная ситуация. Такая ситуация, с которой можно справиться, не прибегая к серьёзному медицинскому воздействию, либо вообще без медицинского воздействия, но с воздействием, которое, по сути, является психотерапевтическим.
Другое на сайте:
Н.С. Лейтес о детской одаренности
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и ини ...
Социальное исследование личности преступника
Понятие «человек» включает неразрывное единство разных сторон его сути: социальной и биологической. У понятии «личность» фиксируются только специфически социальные признаки. Личность – это социальная сущность человека, те кем он стал в пр ...
Развитие эмоций и воли в онтогенезе
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К клас ...