Категория развития
Почти все исследователи сходятся на том, что развитие можно определить как изменение во времени. Понятие развития по Ю.Н. Карандышеву сводится к совокупности нескольких вариантов:
1. Развитие как рост. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что: 1) рост есть всего лишь одна из сторон развития; 2) он является лишь внешним показателем развития, ничего не говорящий о его сути; 3) рост может быть только количественной характеристикой развития.
2. Развитие как созревание. Такое определение развития используется в повседневном мышлении. Под созреванием понимается развитие как морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата. Тем самым преувеличивается значение биологической наследственности и преуменьшается значение других сторон.
3. Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике, и в нем изначально предполагается наличие цели, в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае много вопросов вызывает сам критерий «совершенства»: кто его задает и почему оно должно быть лучшей формой развития?
4. Развитие как универсальное изменение. В данном определении выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. Такое требование практически не может быть выполнено, т.к.: 1) невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные; 2) большая часть частных изменений при таком подходе не могут считаться предметом возрастной психологии.
5. Развитие как качественное, структурное изменение. Это определение развития с пониманием объекта как системы.
6. Развитие как количественно-качественное изменение.
7. Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. В данном определении развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»)
Изменения, происходящие в развитии, могут быть:
1. Количественными и качественными.
2. Непрерывными и дискретными, скачкообразными.
3. Универсальными и индивидуальными.
4. Обратимыми и необратимыми.
5. Целенаправленными и ненаправленными.
6. Изолированными и интегрированными.
7. Прогрессивными (эволюционными) и регрессивными (инволюционными).
Психическое развитие – это многосторонний и динамичный процесс, охватывающий потенциальные возможности и реальные психические проявления человека: темперамент, способности, особенности мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер.
В возрастной психологии, психическое развитие – это закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения, и связанные с этим факты и явления психической жизни (Е.Е. Сапогова, 2002).
Современными исследованиями доказано, что психика человека – это не результат или прямое продолжение развития простейших форм психической жизни животных, а прижизненное формирование психических функций, путем увоения человеком социального опыта, что само по себе уже является специфической формой психического развития, свойственной лишь человеку
Другое на сайте:
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность ч ...
Основные типы темперамента
Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношение ...
Исследования в области шизофрении
Основной вклад Салливана в психопатологические исследования отражен в серии статей, посвященных этиологии, динамике и лечению шизофрении. По большей части эти исследования были осуществлены в период сотрудничества с больницей Шеппарда и Э ...