Основные характеристики возрастных кризисов
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Согласно теории критических периодов детского развития, каждый критический период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой, с одной стороны, лежит изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой – изменение его «внутренней позиции».
В отличие от стабильных периодов, возрастные кризисы длятся недолго – несколько месяцев (при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года и больше). Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. В поведении наблюдаются аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. В школьном возрасте у детей в этот период падает работоспособность. Снижается успеваемость, иногда возникают внутренние конфликты, сильные переживания. Развитие приобретает негативный характер. Обостряются основные противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми формами деятельности и несформированными умениями и навыками. Главные изменения происходят во внутреннем плане. Новообразования, возникающие в кризисный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями.
Все переходные периоды имеют сходную симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям.
Кризисные периоды - очень ответственные этапы возрастного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень.
Таким образом, возрастные кризисы характеризуются биологической перестройкой организма (резко меняется характер нейроэндокринной регуляции, обмен веществ и пр.) и психологическими изменениями (прежний способ реагирования, оценок, отношений и поведения перестает быть перспективным, а новый способ адаптивного поведения еще не сформировался). Такие изменения порождают трудности, как для личности, так и для окружающих, осложняя взаимопонимание. Не случайно эти периоды жизни понимаются как периоды повышенного риска и расцениваются как предпатология, но в границах нормы психического здоровья. С другой стороны это периоды наивысшей чувствительности (сензитивности) к возникновению важных личностных новообразований.
Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком среднем возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависят глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса, и каковы типичные варианты его разрешения.
Другое на сайте:
Юмор как форма совладающего поведения
В последнее время все больше психологов обращаются к исследованию различных аспектов юмора. Мы исследуем чувство юмора с точки зрения его использования как психологической защиты (защитного механизма и копинга). Функционирование чувства ю ...
Особенности развития памяти
Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. В процессе психического развития происходит изменение - ...
Определение, функции, хар-ки сознания
Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа. Человеческое сознание – одна из последних тайн.
Вплоть до Нового вре ...