Понятие депривации
- несформированность самосознания;
- несформированность произвольных форм поведения;
- инфантилизм.
2. Эмоциональная депривация:
- снижение коммуникативно-познавательной активности;
- несформированность мотивационно-потребностной сферы;
- эмоционально-личностные нарушения;
- аффективные расстройства нарушения.
3. Социальная депривация:
- снижение коммуникативно-познавательной активности;
- трудности в установлении контактов;
- нарушение процесса социального и профессионального самоопределения.
4. Когнитивная депривация:
- снижение познавательных интересов;
- затруднение в понимании и предвосхищении событий;
- дисгармония интеллектуального развития;
- нарушение поведенческой регуляции.
5. Сенсорная депривация:
- замедление и дезорганизация развития психических процессов;
- задержка процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения;
- дизонтогенетическое развитие.
6. Соматическая депривация:
- соматическая ослабленность;
- физический инфантилизм;
- задержка психического развития соматогенного происхождения;
- хронические болезни.
В чистом виде каждый из данных видов депривации можно выделить только в специальных исследованиях. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно выделить, как действуют отдельные депривационные характеристики в детском возрасте, накладываясь на процесс развития. Тем более трудно понять это, если человек воспитывался в условиях детского дома, школы-интерната, когда сенсорная, эмоциональная, социальная депривация сопряжены и являются следствием материнской депривации.
Для полноценного становления личности важным условием выступает гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Если по какой-либо причине возникают препятствия общению индивида с внешним миром, то это имеет патогенное значение для его развития.
Традиционно в психолого-педагогической практике выделяются два уровня проявления депривации в зависимости от времени и полноты прерывания связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми:
1. Полная депривация – соответствует условиям, когда ребенок развивается в детском доме и не имеет контактов с родственниками с самого рождения или с раннего детства.
2. Частичная депривация – соответствует условиям развития воспитанников детского дома, имеющих возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми.
В зависимости от уровня и степени выраженности негативных проявлений психического состояния имеется следующая дифференциация депривации:
§ умеренная (легкая) степень выраженности проявлений депривации – проявляется в виде некоторой неустойчивости эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер;
§ средняя степень выраженности проявлений депривации – проявляется в нервно-психических расстройствах и некотором снижении интеллектуального развития;
§ тяжелая степень – характеризуется задержанным темпом психического развития и умственной отсталостью.
![]()
Рис. 3 Взаимосвязь уровней и степени выраженности депривации
Депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной. При создании вокруг ребенка оптимальных условий ее негативные симптомы сглаживаются, что является важным в плане организации психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Другое на сайте:
Гнев, отвращение, презрение
Гнев, отвращение и презрение - различные фундаментальные эмоции. Они различны как по проявлениям, так и переживаниям. Человек может чувствовать себя раздраженным при гневе, переживать глубокое неудовольствие при отвращении и быть холодным ...
Попустительский стиль семейного воспитания
В процессе попустительского стиля семейного воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности в результате следующих отношений:
1. Отношение родителей к деятельности ребенка
Родители с самого раннего возраста пред ...
Детерминанты развития
Хотя Салливан решительно отвергает любую жесткую доктрину инстинктов, он признает важность наследственности в отношении ряда способностей, главные из которых связаны с обретением и развитием опыта. Он согласен с принципом, гласящим, что о ...
