Характеристика мышления как психологического процесса
1) специфически познавательны;
2) неспецифические.
В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин. А не чисто познавательных процессов. Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому. Что он боится отстать от товарищей и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.
Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются всё более глубокие и сильные познавательные потребности. [8, c.157-160]
Процесс понимания.
Результатом мышления является понимание человеком предметов и явлений.
Понимание - это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, направленная на раскрытие внутренней сути предметов, процессов и явлений, на осознание связей, отношений, зависимостей, которые в ней отражаются.
В зависимости от характера познавательной задачи и её смысловой структуры, понимание может проявляться в соотношении нового объекта с известным, которое имеет с ним совместные признаки. Понимание - это выяснение причины явления, определение исходных принципов и логических начал понимания фактов или понимания подтекста речевого высказывания, мотивов, смысла и значения человеческого поступка и т.п.
Необходимое условие понимания любых фактов - достаточные знания и жизненный опыт, которые являются ключевыми компонентами этого процесса.
Как подчёркивал И.М. Сеченов, "мысль может быть усвоена или понята только таким человеком, у которого она является звеном в составе личного опыта". Понимание опирается на ассоциативные связи, которые сформировались в предыдущем опыте, и представляет собой актуализацию этих связей. От их богатства и разнообразия зависит успех понимания.
Ассоциация представляют собой почву для продуктивного создания новых ассоциаций, замыкания новых связей и адекватного отражения причинной, логической или структурной сути предмета понимания.
Для понимания большое значение имеет сочетание слова с наглядными образами, особенно в тех случаях, когда предметом понимания является его функциональные характеристики. Наглядные образы, как и практические действия, не только иллюстрируют то, что нужно понять, но и помогают раскрыть суть того, что осмысливается.
Критерием понимания является сформулированная в слове мысль, которая отражает знание существенных признаков предмета или явления. Умение характеризовать словами то, что осмысливается, свидетельствует о правильном понимании.
Важная роль в понимании принадлежит умственным и практическим действиям, выполняемым в связи с раскрытием сущности предмета познания. При понимании научного текста необходимо выделять понятийный аппарат, определить его логическую структуру, составит тезисы, сделать обобщение.
При изучении механизмов и принципов работы с текстами показателем понимания становится умение свободно их разбирать и составлять.
Надёжным показателем понимания является содержание ответов на нестандартные вопросы по сути усвоенных знаний, умение варьировать формулирование мыслей, реконструировать текстовую основу содержания, передавать его в более сжатом и развёрнутом виде.
Свидетельством понимания текста считается также умение применять на практике сформулированные в словесной форме принципы, приводить оригинальные примеры, которые иллюстрируют явление.
В учебном процессе нередко бывают ситуации, когда путь к осознанию знаний неразрывно связан с практическими действиями по инструкции или алгоритмам. Так бывает при овладении принципами математических задач, орфографическими правилами и т.п.
Другое на сайте:
Коррекция взаимоотношений родителей с детьми интровертивного
социально-психологического типа
1. Отношение родителей к деятельности ребенка:
а) следует давать ребенку только посильную работу. При этом следить, чтобы ребенок не травмировал себя теми орудиями труда, которые он пытается использовать без приобретения навыков и умений ...
Психологические и правовые проблемы расследования
преступлений, совершаемых несовершеннолетними
В Российской Федерации в 1995 году был принят новый Уголовный Кодекс, в соответствии с которым уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет, а в случаях, специально указанных в статье 20 УК РФ, с четырнадцати лет. Таким образом, ...
Особенности управления и концепция ресторана
В ресторанном бизнесе существуют специфические условия трудовой деятельности - высокий процент текучести кадров, и, как следствие - необходимость постоянной работы по поиску новых специалистов.
Считается нормальным, если в течение года ч ...
