Проблемы возрастной психологии
Метод исследования - это и есть организованное видение, которое предполагает смотрение только как момент спонтанности самой жизни.
Исследователь может осознать, передать другим людям, как организовано его видение, но как происходит смотрение осознать, бывает очень сложно, почти невозможно. Видение ученого-исследователя, изучающего факты жизни человека, активно и организовано не только с помощью его собственной рефлексии (его собственных усилий, направленных на акты своего же собственного отношения к фактам жизни), но и с помощью методик.
Методики - это средства получения фактов, характеризующих закономерности жизни человека. Эти средства могут быть созданы как самим исследователем, так и заимствованы у коллег, живущих или живших в разные с ним исторические времена. Так, сегодня мы можем применить методику Бине-Симона, созданную в начале века, или работать с задачами Ж. Пиаже, которые были сформулированы им много десятилетий тому назад, и т.д[5].
Методика внешне может выглядеть по-разному: словесный опрос, рисунок, действие, движение и тому подобное. Основное отличие ее от аналогичных продуктов деятельности человека в том, что, во-первых, она (методика) включена в контекст решения научных проблем; во-вторых, она предполагает соотнесение получаемого факта с системой гипотез, то есть с научной теорией; в-третьих, она всегда существует в свете конкретных задач конкретного автора и отражает его теоретическую позицию; в-четвертых, в содержании методики осознаны ограничения в построении гипотез на основе фактов, получаемых с помощью этой методики. Другими словами, ученый-исследователь, применяя методику для получения фактов, осознает роль и место этих фактов как в своем собственном мышлении о них, так и в жизни исследуемого человека.
Другое на сайте:
Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности
Сила нервной системы относится к уровню индивидных свойств в структуре индивидуальности.
К понятию силы нервной системы как фактора индивидуальных различий пришел И.П. Павлов в начале 20-х г. г. Однако основа для выдвижения этого психоло ...
Понятие
«одаренность» и «одаренный ребенок»
Адекватность использования термина «одаренность» до сих пор является предметом научных дискуссий. Это происходит потому, что в психолого-педагогической литературе существует две точки зрения на определение данного феномена. С одной сторон ...
История отечественной социальной психологии
Выделяют 5 периодов:
1период-60-е годы 19в. - нач.20в.;
2период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.;
3период-вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов;
4период-вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в.
5п ...
