Условия эффективного взаимодействия
Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.
Термин "взаимодействие" в социальной психологии используется в двух смыслах. Во–первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во – вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в процессе социальной активности. В процессе общения как взаимодействия (вербальном, невербальном, физическом) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнений действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Социальное взаимодействие протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе принятых в обществе социальных норм, образцов поведения, обычаев и традиций. В связи с тем, как оценивается поведение индивидов в соответствии с нормативной структурой общественной жизни, оно может получить одобрение или неодобрение (поощрение, порицание, принуждение, наказания).
В социальной психологии существует ряд подходов интерпретации взаимодействия. Отличительная особенность западных концепций состоит в том, что процесс рассмотрения взаимодействия отрывается от того широкого социального фона, на котором он протекает. Преодолеть этот недостаток пытаются отечественные социальные психологи, рассматривая взаимодействие как форму организации какой-то конкретной деятельности.
Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отечественной психологической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования. Подобно тому как в индивидуальной деятельности её цель может существовать не на уровне отдельных действий, а на уровне лишь деятельности как таковой, в социальной психологии смысл рассмотрения взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретной формой такого включения взаимодействий в контекст деятельности и является рассмотрение их как формы организации деятельности.
Конкретным содержанием всех этих форм должно быть определенное соотношение индивидуальных "вкладов", которые делаются участниками в единый процесс деятельности. Определить эти вклады можно лишь при условии, что будут выявлены все многообразные модели построения совместной деятельности. Одна из схем предлагает, например, выделять три её возможные формы или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы, независимо от других – "совместно-индивидуальная деятельность" (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – "совместно-последовательная деятельность" (пример – конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – "совместно-взаимодействующая деятельность" (пример – спортивные команды, часто научные коллективы или конструкторские бюро). Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.
Механизм взаимодействия. Однако задача исследования взаимодействия этим не исчерпывается. Подобно тому как в случае анализа коммуникативной стороны общения была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между коммуникантами, здесь необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. Общественные отношения "даны" во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также "даны" во взаимодействии: они определяют как тот тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это соперничество или сотрудничество), так и степень выраженности этого типа взаимодействия (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).
Другое на сайте:
Подросток в семье и школе
Важным и самым, пожалуй, сложным этапом развития ребенка является подростковый период. В соответствии с современной международной классификацией под термином «подросток» понимается возраст от 11 до 19 лет. В подростковом возрасте отношени ...
Развитие психологии в XVIII веке
Исследуя в данной дипломной работе особенности развития русской психологической мысли на рубеже XIX века, с точки зрения собственно научного содержания, необходимо рассмотреть место и данного этапа становления в истории отечественного пси ...
Об агрессии во время спора
Рассматривая проблемы споров и критики, нельзя не остановиться на проблеме агрессии и стресса у участников этой не всегда приятной ситуации. Нередко можно наблюдать за тем, что у людей, вступивших на тропу конфликта, происходят изменения ...
