Психокоррекция в спорте
Аутогенная тренировка в спорте используется не только в целях «оптимизации боевого состояния» спортсмена и повышения спортивной результативности. Существенная роль отводится методу в коррекции невротических реакций, не так уж редко встречающихся в спортивной практике. Учитывая, что в спортивной медицине эти реакции не рассматриваются как патологические и, следовательно, не являются основанием для ограничений спортивной деятельности, специалистами в области прикладной психотерапии были разработаны свои, отличные от общепринятых, классификации невротических реакций.
В настоящее время спортивной медициной накоплен значительный опыт по изучению влияния аутогенной тренировки на психофизиологическое состояние здоровых людей. В частности, было выявлено, что обучение здоровых людей аутогенной тренировке должно носить характер гетеротренинга, однако при этом подчеркивается особая роль самостоятельных занятий в усвоении упражнений. Это обусловлено тем, что, как показали исследования, у здоровых людей аутовнушаемость преобладает над гетеровнушаемостью. В многочисленных исследованиях было показано, что под влиянием аутогенной тренировки происходит повышение физической выносливости спортсмена, улучшаются показатели времени реакции и скорости восприятия, повышается мотивация и волевые качества спортсмена. Важное значение придается коррекции с помощью аутогенной тренировки особенностей личности спортсмена. При этом аутовоздеиствие в первую очередь направлено на мотивационные установки, черты характера и темперамента, которые в основном определяют психическое состояние и реактивность в сложных условиях соревновательной деятельности. Широко применяется в спорте отработка предстоящих физических упражнений на уровне воображения в состоянии аутогенного расслабления («идеомоторная тренировка»).
При использовании аутогенной тренировки происходит более полное и быстрое восстановление работоспособности, снижается излишнее нервно-эмоциональное напряжение, улучшается настрой на деятельность, повышаются мотивация к достижению успеха и спортивная результативность. Большинство авторов подчеркивают особую роль мышечного расслабления в купировании и коррекции явлений перевозбуждения, страха и апатии перед соревнованиями и стартами. При этом под влиянием целенаправленного аутовоздействия отмечается нормализация основных физиологических показателей и оптимизация психофизиологического реагирования.
Кроме аутогенной тренировки, в спортивной практике активно используется ряд других психотерапевтических методов и приемов; гипноз, приемы «прямой и непрямой деактуализации соперника», «снятия запрета на ошибку и поощрения силовой борьбы». Многие разрабатываемые в рамках спортивной медицины методы психической саморегуляции и психологической подготовки могут активно использоваться в целях профессионально-психологической подготовки различных специалистов. В частности, можно назвать методику «эмоционально-волевой тренировки» парашютистов, метод «средовой адаптации» с использованием аутогенной тренировки, приемы психологической подготовки гонщиков и др.
Другое на сайте:
Развитие детей с отклонениями психического развития в онтогенезе
В динамике психического развития детей больных олигофренией, признаки эмоционального и интеллектуального недоразвития выступают на каждом возрастном этане. Степень их выраженности пропорциональна глубине поражения мозга.
При большой тяже ...
Зеркальный перенос
Зеркальный перенос возникает из базовой и жизненно важной человеческой потребности в «эмпатическом резонансе». Чтобы себя узнавать, каждому из нас нужно смотреться в зеркало, и, чтобы ощущать свое бытие, признание со стороны окружающих и ...
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность ч ...