Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
Не снижается криминальная активность девочек их число среди несовершеннолетних, совершивших преступления, за три года увеличилось на 18,4% (в 1998 г. -'12,9 тыс., в 1999 г. - 15,1 тыс 132000 г. - 15,2 тыс.); доля девочек среди несовершеннолетних )частников преступных деяний остается достаточно стабильной (8,6%). Следует отметить, что рост числа девочек, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних: в 1998 г. - 52,6 тыс., в 1999 г. - 53 6 тыс. в, 2000 г. - 54,1 тыс.
По данным НИИ прокуратуры, студенты и учащиеся повысили свою криминальную активность в двух направлениях: во-первых в наркобизнесе, в котором с 1997 по 1999 г. стало участвовать в 3,3 раза больше молодых людей, а их удельный вес в общем числе таких преступников вырос с 1,9 до 4,7%; во-вторых, при совершении тяжких, преимущественно насильственных преступлений: прирост числа учащихся, совершивших тяжкие преступления, с 1997 по 1999 г. составил 39,4%, студентов - 72,2%.
Наиболее высоким удельный вес учащихся сохраняется в числе вымогателей (в 1997 г. - 17,4%, в 1999 г. - 17,3%) и грабителей (соответственно 14,4и 12,5%).
Взрыв преступности несовершеннолетних, который мы отмечали в начале 90-х гг. прошлого века, объясняет в какой-то мере сегодняшнюю ситуацию с увеличением роста преступности - молодые люди в возрасте 18-29 лет, вступившие на преступный путь в период острой не стабильности в обществе, в эпоху глобальных перемен, сегодня находятся в расцвете своей преступной карьеры. Освоив в начале 90-х п. азы криминальной азбуки - вымоглельство, грабежи, кражи, мелкое хулиганство и пр. - сегодня они совершают убийства, изнасилования, наносят тяжкие телесные преступления, состоят в организованных преступных группах, в их «послужном списке» наиболее жестокие насильственные преступления. Прирост особо тяжких и тяжких преступлений происходит в значительной мере за счет лиц молодого возраста; их удельный вес с 1997 по 2000 г. вырос с 15,3 до 16,4% [47].
Среди детей и подростков с нарушением поведения значительное число - воспитанники государственных интернатных учреждений. Ежегодно растет число самовольных уходов детей из детских домов и школ-интернатов. Наиболее частыми причинами самовольных уходов детей является невозможность проживания в них из-за жестокого обращения со стороны педагогических кадров и других сотрудников. Большинство воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (примерно 70%): оставляют несовершеннолетние в возрасте 13-15 лет, среди них 18 0/0дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Всего на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в 2000г. состояло 213 тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений и 88,4 тыс.несовершеннолетних, обучающихся в других образовательных учреждениях. Среди задержанных сотрудниками органов внутренних дел в 2000г. подростков было выявлено свыше 44 тыс. не имеющих даже начального образования [18].
Таким образом, в последние годы увеличивается число несовершеннолетних: учащихся общеобразовательных школ (в том числе не посещающих школу), воспитанников детских домов и школинтернатов, приютов, задержанных органами внутренних дел за хулиганство, воровство, склонность к токсикомании, наркомании и совершению тяжких административных правонарушений. Причины роста преступности среди несовершеннолетних во многом связаны с неблагополучием в семье, ослаблением воспитательной функции школы и детского дома, недостаточно эффективной работой по обеспечению занятости подростков.
Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь. Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств [31].
Другое на сайте:
Абстрактное и конкретное поведение
Наиболее важные исследования Гольдштейна касаются абстрактного и конкретного поведения. Он и его последователи создали ряд тестов для диагностики степени нарушения абстрактного отношения (Goldstein & Scheerer, 1941, 1953). Эти тесты ш ...
Эмоциональная память
Вопрос о наличии эмоциональной памяти дискуссируется уже давно. Начало его обсуждению положил Т.
Рибо
, который показал два способа воспроизведения эмоций: аффективное состояние вызывается либо через посредство интеллектуальных состояний ...
Теория «личностного Я» К. Роджерса
Роджерс видел в Я-концепции определенный паттерн восприятий человеком своего «Я». Я-концепция представляет собой структурное целое. Однако сегодня психологи считают, что индивид может иметь множество Я-концепций – некоторые из них хорошие ...