Cоциально-психологические механизмы влияния
Для рассмотрения таких новообразований, группировок мы воспользуемся понятием "тоталитарной группы", понимая сообщество людей, объединенных прилученистю к определенной системы ценностей, идеологической программы, тенденции или фигуре, которая воплощает в своем образе эту систему ценностей. Такая группа имеет четкую иерархическую авторитарную структуру, особую и прочную модель отношений, верований, практики, и предоставляет каждой из них индивидуальности.
Тоталитарные группы могут иметь разное направление (религиозное, псевдорелигиозное, философское, культурологическое и т.п.), но каждая из них имеет собственную аксионормативну систему, которая противоречит общепризнанным демократическим ценностям; производит собственную субкультуру, что противопоставляется господствующей в обществе и даже отрицает любую культуру вообще; разрабатывает и воплощает реформируя программу интегрирования индивида в группу, пользуясь отработанными методиками тотального подчинения личности группе, а ее биологических и социогенных потребностей - групповым потребностям и целям.
На наш взгляд, можно выделить ряд признаков тоталитарной группы:
• осуществление тотального контроля сознания, мышления, эмоций, информации, поступающей к человеку, поведения своих членов (незаконное влияние на психику, применение различных методик манипуляции сознанием, системы реформирования мышления индивида, использование техник модификации его поведения вне сознания.
наличие харизмы лидера - "пророка", приписывание ему особой мудрости, святости, требование беспрекословного согласия рядовых членов с властью, привилегиями лидера;
наличие иерархического органа управления группой, с помощью которого дозируется информация, организуется тотальный контроль за поведением, образом жизни, мышлением индивида; исключительность, тайны жизни группы для внешнего окружения, с одной стороны, и неосведомленность членов группы относительно истинного характера ее деятельности, с другой ;
наличие ложной формы привлечения индивида к группе с сокрытием истинных целей, форм влияния на сознание (манипулирование, обман, убеждения, внушения и т.п.);
отчуждение личности от семьи, друзей, общества, резкие изменения в ее системе ценностей, наличие постепенных или внезапных личностных изменений;
полная прозрачность жизни каждого члена группы и абсолютный авторитет лидера, лидеров (при закрытости жизни лидеров вне группы для других членов.
физическая, финансовая или психологическая эксплуатация членов группы, давление на них с целью получения денег, пожертвований;
наличие у членов группы тоталитарного мировоззрения, преобладание групповых целей над индивидуальными, одобрение, оправдание асоциального, антигуманной поведения, претензия на "доброту" со стороны членов группы.
Тоталитарная группа как замкнутый новообразования на основе собственной аксионормативнои системы имеет целью подчинить индивида группе, сделать его послушным орудием для осуществления завуалированных целей, планов в руках лидеров, руководителей групп.
Черты тоталитарности группе предоставляют две особенности ее существования: полная прозрачность жизнь каждого члена при тотальном контроле со стороны группы за ним и абсолютный авторитет лидера, основателя как на уровне микрогруппы, так и на уровне всего группировки. В любой момент жизни слово "духовного учителя", лидера для члена группы является решающим. Эта потребность не навязывается наказным способом, а формируется как установка всем стилем жизни группы.
Харизматичный авторитет не связан нормами и правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношение имеет не столько наличие харизмы, сколько признание ее со стороны последователей. Условный его характер, как правило, не осознается его участниками: лидер верующий в свое предназначение, последователи верят в лидера. Поддержка лидера рассматривается как священный долг последователей, а любое сомнение в его харизме - как святотатство.
Другое на сайте:
Ход исследования, его методические основы
Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Гипотеза: юношеская эмоциональность является фактором, влияющим на особенности переживания фрустрации. Для получения первичных д ...
Психические особенности детей младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него ...
Общие вопросы формирования личности
Под гармонично развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэ ...