Cоциально-психологические механизмы влияния
Человека отлучают от светской информации и "бомбардируют" культовой. Затем осуществляется контроль над ее время и деятельностью: режим собраний, молитв или изучения доктрины группы не позволяет человеку надолго расставаться с группой, не оставляет времени на критическое осмысление информации. Новичка отучают от критического мышления; манипулируя лексикой, ему "открывают" новое значение понятий, вследствие чего он чувствует себя "посвященным". Кроме того, его обучают трансовых методикам, который производит впечатление своей причастности к божественных сил или чего исключительного. Это позволяет достаточно быстро внушить новичкам уверенность в правильности избранного пути и группы, избавиться сомнений.
С приходом в тоталитарную группу индивид получает возможность идентифицироваться отношении "внешнего мира" и внутри "современного" мира, то есть теперь мир существует лишь один - четко структурированный и упорядоченный - "мир-группа". Это дает возможность осознать себя как представителя определенной группы, как участника определенного типа служения для любой категории граждан (школьники, студенты, женщины, военнослужащие, пенсионеры и т.д.). Для каждой категории есть свои привилегии и даже возможности карьерного роста. Но основным условием для получения звания является разрыв со своей семьей, даже развод, если члены семьи не одобряют такой деятельности.
Взаимодействие с подобными себе является определяющим фактором, влияющим на личность. В ситуациях группового общения замкнутый "контур" отдельного человека как бы размыкается и включается в загальногруповий "контур", что приобретает новое значение, новой групповой качества. В тоталитарном группе обратная связь является односторонним, однонаправленным: группа (в лице харизматичных лидеров) влияет на личность, а не наоборот. Поскольку при этом личность изолируется (психологически, а иногда и физически) от внешнего мира, то альтернативного влияния не испытывает, а влияние группы приобретает постоянного и тотального характера. Наиболее распространенные формы воздействия на личность - манипулирование и обман. Личность вне тоталитарной группой имеет возможность противостоять манипуляции, осознать ее как некорректный влияние. Внутри такой группы этого осознания не происходит. Убеждение, что требует логических аргументов и критичности, не допускается.
Когда человек пытается покинуть тоталитарную группу и не получает при этом необходимой квалифицированной поддержки извне, то в этот момент, по мнению Р. Дж. Лифтона, старая личность "просыпается" от блуда как от сна, от своеобразного коматозного состояния. Между удвоенными личностями возникает конфликт: то старая, то новая выходят на первый план. Известный американский эксперт по проблемам тоталитарных групп С. Хассен отмечает, что этот момент в жизни члена группы является сложным. Используя контроль сознания, многие группы создают в своих членов болезненное состояние страха перед выходом из группы, формируется комплекс фобий (человек боится независимого мышления, внешнего мира, существование вне группы, природных катаклизмов, страшной и неотвратимой кары в случае выхода, побега из группы и т.д.) . В подсознание навиться ужасные картины жизни в результате разрыва связи с группой, невозможность представить себя счастливым и успешным вне ее. Когда подсознание программируется на наставления принимать именно эти негативные картины, то личность начинает вести себя так, будто это происходит в реальности, она может даже погибнуть, оставив группу. Пребывание под ежедневным психологическим контролем приводит к заметному интеллектуального торможения: в индивида снижается уровень внимания, ослабляется память, сужается кругозор, меняются структурно-логические связи. Он отказывается от активной жизненной позиции, не желает преодолевать трудности, не ставит перед собой жизненных целей и не стремится их достичь. Отчетливо заметны визуальные изменения: истощенность, бледность, ухудшение физического и психологического состояния, психосоматические симптомы. Могут иметь место галлюцинации, паранойя, дезориентация, приступы паники, депрессивные состояния и т.п.
Другое на сайте:
Высокий уровень развития логического мышления
Повышенный интерес к дивергентным задачам.
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач, имеющих не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают з ...
Психологические особенности личности подростков с умственной отсталостью
Понятие «умственно отсталый ребёнок» или ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, принятые в отечественной дефектологии, относятся к весьма разнообразной по составу массе детей, которых объединяет наличие органического повреждения моз ...
Социально - психологическая cпецифика управления
предприятиями ресторанного бизнеса
Значительный сегмент общего рынка обслуживает исключительно ресторанный бизнес, который считается одним из самых рискованных с точки зрения вложения средств, самым непредсказуемым с точки зрения планирования прибыли и рентабельности. Но, ...