Динамика изменения образа психического состояния
Психическое состояние играет важную роль в жизнедеятельности человека, оно тесно взаимосвязано с другими психическими явлениями, обуславливает их протекание, а также само изменяется и детерминируется ими. «Психическое состояние следует изучать как явление, имеющее многие аспекты существования. Его необходимо рассматривать в разных временных масштабах». Возникновение определенного состояния человека детерминировано как внешними, так и внутренними факторами.
Опыт переживания состояния фиксируется в памяти человека в виде образа. Подобно тому, как возникает и закрепляется предметный образ в процессе восприятия, образ психического состояния формируется и закрепляется во время переживания индивидом данного состояния.
Кант определял проблему возникновения образа как проблему особого рода деятельности по организации, синтезу ощущений в некую целостность, в некое единство. О синтезе ощущений в сознании в интегральное целое указывает и Ланге Н.Н., опираясь на работы В.Вундта. В своей статье Дикая Л.Г. и Семикин В.В. отмечают, что специфика субъективного образа такова, что при его образовании происходят превращения внутренних ощущений в представления, их вербализация и рефлексия в образ состояния, которое навязывается нашему уму как бы изнутри, а не извне.
Представления, по Ланге, - это содержания сознания, являющиеся отображением содержания нашего прошлого опыта. Значит внутренние ощущения, вызванные неким событием или личным переживанием субъекта, проходят этап сличения с имеющимися содержаниями прошлого опыта, превращаются в представления о пережитом состоянии, а затем через процесс осознания в его образ.
Представления, по словам Ланге, динамичны, являются продуктом сложного взаимодействия разных функций сознания. То же можно говорить и об образе психического состояния, ведь, фиксируясь в сознании, образуя следы памяти, образ становится представлением, которое репродуцируется в определенные моменты. Но эти представления, касающиеся образа психического состояния, не являются предметными. Они более относятся к чувственной стороне нашей психики. Я бы назвала их «чувственными представлениями», которые даются нам в переживании. Прохоров в своих новых исследованиях отмечает, что именно в переживании субъекту дается реальность его психического состояния. Переживание участвует в формировании психического образа окружающей действительности.
О таком качестве психического состояния, как переживаемость, указывают Дикая Л.Г. и Семикин В.В. Они также выделяют и другие качества образа психического состояния: он менее вербализован, не является предметным и менее ярок. Ланге Н.Н., ссылаясь на В. Вундта и Г. Фехнера, пишет, что бледность образа памяти, т.е. представления, не является свойством в его содержании, а свидетельствует о меньшей «прагматической ценности» для нашего поведения. Из этого следует, что, если образ памяти бледен в силу незначительного влияния на психическую жизнь и меньшего импульсивного значения, то образ психического состояния может быть бледен также и в силу слабой рефлексии. Низкий уровень рефлексии и вербализации не дают возможности раскрыть образ психического состояния и осложняют момент его исследования.
Проблему представленности образа психического состояния в сознании затрагивает Прохоров А.О. в своих работах. С целью глубокого изучения образа психических состояний, его детерминант, механизмов формирования, закрепления и воспроизведения, выявление его свойств и качеств нами проводятся исследования в данной области. Исследование, о котором будет говориться далее, имеет своей целью определить изменения образа психического состояния в динамике времени. Известно, что воспроизведение есть не простое повторение прошлого, а лишь его частичное восстановление. Репродуцированное представление оказывается вместе с тем и иным. Учитывая этот факт и то, что образ психического состояния мы выше назвали «чувственным представлением», можно предположить, что он также будет репродуцироваться в измененном виде.
Исследование проводилось на студентах второго курса факультета психологии КГУ, 45 человек. В первый день они оценивали свое актуальное состояние, затем еще дважды оценивали то же состояние, только с недельным интервалом. Использовался опросник методики «Рельеф психического состояния», разработанный Прохоровым А.О.
При анализе полученных результатов было выявлено, что значения по показателям сильно варьируются во временном промежутке. Это подтверждает предположение, что образ психического состояния будет репродуцироваться в измененном виде. Чтобы попытаться объяснить эти изменения, мы для анализа взяли три состояния разного уровня энергетической активности, чаще испытываемые студентами – это спокойствие (сред.уровень), радость (выс.уровень), грусть (низ.уровень). Из-за ограниченности объема написания статьи, не будем давать подробное описание полученных результатов, перейдем сразу к выводам.
Состояние спокойствия испытуемые через заданное время оценивали, как состояние более высокой энергетической активности (улучшения значений памяти, восприятия, повышение двигательной активности, задор, веселость, продуманность, уверенность и пр.). Учитывая, что плодотворная жизнедеятельность проходит в неравновесных состояниях, а у студентов достаточно насыщенная жизнь, то возможно поэтому они дают такую оценку состоянию спокойствия.
С другой стороны, интересен тот факт, что состояние высокого уровня энергетической активности (радость) они в описании переводят в более равновесное состояние. По блоку «переживания» радость имеет определенную тенденцию: через неделю почти все показатели изменяются в сторону увеличения значений, а через две недели – в сторону уменьшения.
- Особенности структуры психических состояний при погружении в транс
- Психосемантическое исследование представлений о личности профессионального психолога и его клиента
- Заключение
Другое на сайте:
Групповая сплоченность
Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплочен ...
Формирование и развитие способностей
Перед психологией очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие процессы такого механизма еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса.
Способно ...
Критерии выбора профессии инженер-проектировщик аэродромов
Данную профессии выбирают если выпускник строительного вуза хочет работать не на строительной площадке, а в офисе, он, как правило, становится инженером-проектировщиком. Наиболее востребованы на сегодняшний день проектировщики объектов пр ...