Особенности взаимоотношений взрослых и детей в ситуации повторного брака
Когда люди становятся родителями (в результате беременности, усыновления ребенка или повторного брака), они оказываются в ситуации нарушенного равновесия, адаптация к которой требует значительных усилий. Родители стремятся установить тесные взаимоотношения со своим приемным ребенком, однако при этом они также хотят сохранить хорошие супружеские отношения, дружеские связи и, возможно, продолжить свою профессиональную карьеру.
Ряд исследователей семьи, говоря о повторном браке считают, что повторный брак возникает в том случае, когда один или оба из вступающих в новую связь партнеров имеют по одному или несколько детей. Именно наличие ребенка определяет возникновение ситуации повторного брака.
Е.П.Ильин указывает на то, что в результате повторных браков мужчины могут оказаться в новой для них роли отчима, а женщины - мачехи. Мачехи часто сталкиваются с большим количеством проблем, чем отчимы. Им приходится преодолевать огромные трудности, чтобы достичь взаимопонимания с детьми мужа, отчасти из-за существования стереотипа "злой мачехи" (вспомним многие сказки, в которых мачеха старается погубить падчерицу), а частично из-за того, что мачехи проводят с детьми больше времени, чем отчимы. Вносят свой "вклад" и пасынки с падчерицами, в случае, если они не согласны с разводом своих родителей.
По мнению Е.П.Ильина, с отчимом сформировать хорошие отношения девочкам труднее, чем мальчикам. Предполагается, что это происходит потому, что после развода у девочек бывают тесные отношения с матерью, и она рассматривает появление отчима как вторжение в них; у мальчиков же после развода часто бывают конфликтные отношения с матерями.
Конечно, ребенок перенес тяжелейшую душевную травму: расстались два любимых им человека. Он помнит только хорошее о том, кого нет рядом. Всегда оказывается преувеличенной оценка отца, ушедшего в другую семью, или матери, даже если она была лишена родительских прав за алкоголизм или безнравственное поведение. Оставшись с одним из родителей, ребенок невольно требует от одного все, что получал раньше от двоих. Да и одинокие отец или мать, сами обделенные супружеской лаской, болезненно переживают вину перед ребенком, свое родительское чувство. Это сильнее привязывает родителя и ребенка друг к другу, и нового человека встречает ревностное отношение к нему. Дочь заявляет матери: "Нам другой отец не нужен". Сын говорит, обращаясь к мужчине, полюбившему его мать: "Вы здесь не нужны, мы без вас хорошо живем. И мне второго отца не надо, у меня есть один". Это невосприятие ребенком будущего отчима или мачехи естественно.
Но опыт показывает, что сопротивление это сильно лишь на первых порах и чаще всего в так называемом трудном подростковом возрасте - от 10 до 14-15 лет. Поэтому второй брак желательно заключать, когда ребенку 5-6 лет и он остро переживает, что у него нет отца и ищет себе папу среди окружающих его мужчин, знакомых мамы.
Яростное сопротивление ребенка второму браку: оно постепенно гаснет, неизбежно наступает примирение, а потом и признательность новому отцу или матери, если они любят свою семью и заботятся о ней. И не надо бояться трудностей в воспитании детей при повторном браке. Гораздо легче отрегулировать отношения между отчимом и пасынком, мачехой и падчерицей, чем одному воспитывать их.
Отношения с детьми легче строить во втором браке, если в семье есть дети от первого брака и общие, когда всех воспитывают, как родных, не делая между ними никаких различий.
В семье с несколькими детьми неродной ребенок для одного из супругов перестает быть исключительностью, становится помощником родителей в воспитании младших, приобретает статус старшего. Его собственные проблемы отодвигаются на второй план, а отношения с мачехой или отчимом перестают довлеть над ребенком. Сложная проблема второго брака - неродные дети - тем самым находит путь к своему решению. Разумеется, все это справедливо только при одном чрезвычайно важном условии: если неродной ребенок будет обделен по сравнению с родным. Здесь от супругов требуется чрезвычайный такт. Ведь и в обычной семье при появлении второго ребенка у первого нередко возникает ревность ко второму: все внимание со старшего переключается на младшего, да и еще и обязанностей у старшего прибавляется. Когда старший еще и "неродной", то это требует особого внимания к нему супругов.
Другое на сайте:
Связь психологии с медициной
Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическ ...
Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления.
По состоянию невербального интеллекта (О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова, 1982) детей с общим недоразвит ...
Педагогика: предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики
Из античной Греции ведет своё происхождение и термин «педагогика»
, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Педагогика-
наука о том , как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным ...