Структурные особенности социального интеллекта
Память (M) – запоминание и хранение информации.
Дивергентное мышление (D) – образование множества разноообразных альтернатив, логически связанных с предъявляемой информацией, многовариантный поиск решения проблемы.
Конвергентное мышление (N) – получение единственно логического следствия из предъявляемой информации, поиск одного правильного решения проблемы.
Оценивание (E) – сравнение и оценка информации по определенному критерию.
Результаты обработки информации:
Элементы (U) – отдельные единицы информации, единичные сведения.
Классы (C) – основания отнесения объектов к одному классу, группировки сведений в соответствии с общими элементами или свойствами.
Отношения (R) – установление отношений между единицами информации, связи между объектами.
Системы (S) – сгруппированные системы информационных единиц, комплексы взаимосвязанных частей, информационные блоки, целостные сети, составленные из элементов.
Трансформации (T) – преобразование, модификация, переформулировка информации.
Импликации (I) – результаты, выводы, логически связанные с данной информацией, но выходящие за ее пределы.
Таким образом, классификационная схема Д. Гилфорда описывает 120 интеллектуальных факторов (способностей): 5 х 4 х 6 = 120. Каждой интеллектуальной способности соответствует маленький кубик, образованный тремя осями координат: содержание, операции, результаты Рисунок 2).
Рисунок 2 . Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда (1967). Серым цветом выделен блок социального интеллекта (способности к познанию поведения).
Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил одну операцию - познание (С) и сосредоточил свои исследования на познании поведения (СВ). Эта способность включает шесть факторов:
· Познание элементов поведения (CBU) - способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению «фигуры из фона» в гештальтпсихологии).
· Познание классов поведения (СВС) - способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
· Познание отношений поведения (CBR) - способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
· Познание систем поведения (CBS) - способность понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
· Познание преобразований поведения (СВТ) - способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах.
· Познание результатов поведения (CBI) - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
Наиболее полной представляется модель социального интеллекта, описанная в концепции российского ученого, профессора Савенкова А.И [28, с. 9]. На основе существующих теорий, им выделено три группы способностей, описывающих социальный интеллект: познавательные, эмоциональные и поведенческие. По его мнению, каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:
1. Познавательные:
- социальные знания - знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;
- социальная память - память на имена, лица;
- социальная интуиция - оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;
- социальное прогнозирование - формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.
2. Эмоциональные:
- социальная выразительность - эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;
- сопереживание - способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого;
Другое на сайте:
Темперамент и деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказы ...
Движущие силы психического развития
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности челове ...
Диагностика умственного развития младшего школьника
До прихода в школу ребенок посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во время общения со старшими детьми и ровесниками. У каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития интеллекта, у кого-то он выше, у ...