Диагностика умственного развития младшего школьника
До прихода в школу ребенок посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во время общения со старшими детьми и ровесниками. У каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития интеллекта, у кого-то он выше, у кого-то ниже. Поэтому при поступлении в школу учитель определяет уровень умственного развития ребенка. Он определяется по следующим критериям: умение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий. Гребенюк О. С. выделяет пять уровней развития интеллекта: низкий, ниже среднего, средний, высокий, очень высокий. Они имеют следующие характеристики:
ü Низкий – ребенок не умеет слушать другого человека, выполняет логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
ü Ниже среднего – ребенок не умеет слушать другого человека, допускает ошибки в выполнении логических операций в форме словесных понятий;
ü Средний – ребенок не умеет слушать другого человека, простые логические словесные операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняет без ошибок. В выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускает ошибки;
ü Высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослых;
ü Очень высокий – характеризуется тем, что ребенок может слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.
Для того чтобы разработать надежные методы учета знаний, умений, определения способностей учиться, темпов умственного, нравственного и эстетического, и, в целом, психического развития, необходимо выделить объективные показатели и критерии всех этих сторон учебной деятельности учащихся и их личности. Это чрезвычайно трудная задача. И поэтому выдвигается множество разных критериев. Основными же критериями являются критерии умственного развития учащихся. Они наиболее разработаны и уже имеют практическое приложение. Наиболее общий показатель развития интеллекта школьника – это его обучаемость. Этот термин обозначает общие умственные способности к усвоению знаний.
З.
И.
Калмыкова выделяет следующие составные части обучаемости: 1. Обобщенность мыслительной деятельности, которая направлена на абстрагирование и обобщение существенного в материале. 2.
Осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словеснологической стороной. З. Гибкость мыслительной деятельности. 4. Устойчивость мыслительной деятельности. 5. Самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи. Наличие этих особенностей в мыслительной деятельности школьников и определяют темп их продвижения в процессе обучения. Однако нельзя не заметить, что эти составные части обучаемости не охватывают всего содержания умственного развития. Кроме того, они скорее пригодны для исследовательских целей, учителю же довольно трудно использовать их на практике для оценки уровня обучаемости своих учащихся. В связи с этим необходимо выделить следующие критерии умственного развития: 1. Система знаний и гибкость оперирования ими при решении учебных и практических задач. 2. Сформированость мыслительных действий или операций анализа, обобщения, абстрагирования, сравнения, наблюдения. З. Перенос приемов умственной работы, усвоенных при изучении одного учебного материала, на решение новых задач. 4. Способность составлять умственный план предстоящей деятельности. 5.
Другое на сайте:
Конфликты в системе высшего образования
Причины возникновения конфликтов. [8; 150].
Рассмотрим причины возникновения конфликтов по всем основным линиям взаимодействия в системе высшего образования. Главные причины конфликтов по линии взаимодействия «ВУЗ – общество» обусловлены ...
Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного
возраста
Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х г ...
Родовые свойства эмоций
Естественно напрашивающаяся тактика такого поиска ведет прежде всего к выяснению вопроса, распространяются ли наиболее общие характеристики когнитивных процессов и на процессы эмоциональные, представляя тем самым свойства, объединяющие зд ...