Общая характеристика темперамента и характера
Мерлин В.С. [23] выделяет следующие индивидуальные особенности, относящиеся к свойствам темперамента. Это такие индивидуальные особенности, которые:
1. Регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются на протяжении длительного отрезка времени;
4. Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
Однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояния тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики.
Таким образом, под свойствами темперамента понимаются такие устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые остаются относительно постоянными при различном содержании, мотивах и целях деятельности и образуют структуру характеризующую тип темперамента.
Темперамент – индивидная характеристика человека. Темперамент – это динамические характеристики психической деятельности. Темперамент – это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.
Три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявление темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п. [24].
Рассмотрим основные подходы к определению понятия характер.
Н.Д. Левитов определяет понятие характера в двух значениях: в более широком,и более узком [20]. Эти определения характера дополняют друг друга. В широком смысле слова «под характером надо понимать совокупность существенных и качественно своеобразных черт личности, влияющих на поведение и поступки человека». Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеется в виду не вся личность, а только ее существенные или стержневые черты. Характеризовать личность всегда означает нечто в ней выделить, дать не сумму ее качеств, а лишь выдающиеся ее черты. Эти черты, формирующиеся в общественных отношениях и отличающие данного человека от других людей, структурно целостны, то есть представляют собой известное единство и проявляются в деятельности человека. Глубина и проницательность в познании характера человека проявляется, прежде всего, в открытии стержневых черт личности, причем эти черты, как бы они не казались разнообразными, а иногда и противоречивыми, образуют не агрегат, не комплекс, а органическое целое.
В строгом, или собственном смысле слова характер, по Левитову, определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле. При более узком определении характера Левитов выделяет в качестве основы характера направленность и волю, причем самое существенное значение для характера, по мнению Левитова, имеет направленность характера. Нельзя определить характер человека, не зная, какие цели, ставит перед собой этот человек и насколько эти цели важны с общественной точки зрения.
Многими отечественными психологами направленность, выраженная другим термином, признается основным компонентом характера.
Согласно определению, даваемому К.Н. Корниловым, «характер – это основная индивидуально психологическая особенность человека, выражающая его основные, жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы, получающая свою реализацию в своеобразии деятельности человека». Здесь термин «жизненные установки» взят почти в том же значении, как и термин «направленность».
Другое на сайте:
Конституциальная психология Шелдона
Шелдон родился в 1899 году в Уорвике в 1919 году получил степень бакалавра, в последствие получил степень магистра в Колорадо. В 1933 году он получил степень доктора медицины – также в Чикагском университете. С 1924 по 1926 год он препода ...
Психокоррекция в спорте
Аутогенная тренировка в спорте используется не только в целях «оптимизации боевого состояния» спортсмена и повышения спортивной результативности. Существенная роль отводится методу в коррекции невротических реакций, не так уж редко встреч ...
Теория «личностного Я» К. Роджерса
Роджерс видел в Я-концепции определенный паттерн восприятий человеком своего «Я». Я-концепция представляет собой структурное целое. Однако сегодня психологи считают, что индивид может иметь множество Я-концепций – некоторые из них хорошие ...