Взгляды Л. С. Выготского на возрастную периодизацию
Таким образом, схема Выготского представляет возрастную периодизацию в следующем виде.
Кризис новорожденности.
Младенческий возраст (2 мес-1 год).
Кризис одного года.
Раннее детство (1 год-3 года).
Кризис 3 лет.
Дошкольный возраст (3 года-7 лет).
Кризис 7 лет.
Школьный возраст (8 лет-12 лет).
Кризис 13 лет.
Пубертатный возраст (14 лет-18 лет).
Кризис 17 лет.
По Л. С. Выготскому, возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развитие совершается не таким путем, что изменяются отдельные стороны личности ребенка, в результате чего происходит перестройка личности в целом - в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части. Вследствие этого на каждой данной возрастной ступени всегда находится центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов.
К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Выготский и называет социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие.
Таким образом, после рассмотрения взглядов Л. С. Выготского на возрастные изменения и деление жизни на определенные этапы, особое внимание хотелось бы уделить рассмотрению особенностей кризиса семи лет и периода школьного возраста.
Другое на сайте:
Диагностика личности школьника в отечественной истории педагогического
образования
Попытки изучения личности детей имеют длительную историю, так как во всех социально-экономических формациях стояла проблема воспитания подрастающего поколения. Если с древнейших времен до расцвета экспериментальной психологии в конце XIX ...
Вклад А. Коллонтай в «женский вопрос»
Основная заслуга в разработке нового взгляда на социальные отношения между полами, которые должны сложиться в социалистическом обществе, принадлежала признанному теоретику большевиков в этом вопросе Александре Коллонтай. Александра Коллон ...
Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения
В чем же заключается специфика программ для одаренных? Есть ли она вообще? Tрадиционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решени ...