Учебная деятельность младшего школьника
Сущность учебной деятельности состоит прежде всего в том, что она представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков (приемов и операции) и умений (способов приобретения и использования знании).
Учебная деятельность, с одной стороны, должна быть построена с учетом познавательных сил и возможностей детей 6—7-летнего возраста, с другой — должна вооружить детей такими знаниями, умениями и навыками, которые постепенно повышали бы уровень их развития и делали их способными учиться дальше.
До поступления в школу ребенок имеет дело с отдельными вещами, их внешними свойствами и отношениями, а не с сущностью вещей, выраженной в понятии. Научные знания не совпадают с обыденными представлениями, и, как показывают исследования, житейские понятия часто мешают усвоить научные.
«Переход к систематическому обучению в школе, к усвоению научных знаний, — пишет Д. Б. Эльконин; — представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности». Именно в первые месяцы и годы пребывания в школе у ребенка формируются умения н навыки. Все эти умения и навыки очень сложны по своей психологической природе. Каждое умение включает целый ряд других.
Для начального обучения долгое время была характерна особая забота о выработке всевозможных навыков у детей. Современные программы предусматривают вооружение учащихся и теоретическими сведениями. Это устраняет разрыв, который существовал между содержанием обучения в школе и обстановке дома и среди сверстников. Усвоение научных понятий приводит к изменению житейских представлений ребенка.
Для успешного выполнения деятельности необходимы не только знания, но и навыки, т.е. автоматизированные способы выполнения действий. Автоматизированность приемов работы обеспечивает сознательный процесс выполнения деятельности в целом.
Можно говорить об определенных уровнях овладения навыком. Сначала учащиеся знакомятся с приемами выполнения действия, осознают каждый его элемент, сознательно переходя от одного элемента к другому, медленно выполняют каждый элемент, могут допускать много лишних, ненужных операций или движении, их внимание очень напряжено, контроль за результатом ослаблен.
По мере выработки навыка лишние движения и операции устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно сложное действие, сознание все больше направляется не на способы действия, а переносится на его результат. Операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль. Выявление этих уровней является необходимым условием успешного руководства формированием навыков.
При отработке навыков учителю важно подметить, проявляется ли у учащихся перенос, т. е. положительное влияние ранее выработанных навыков на формирование новых, помогают ли старые навыки выработке новых и что делается на уроке для того, чтобы осуществлялся перенос: показывается ли во внешне различных задачах сходство в приемах исполнения.
Может наблюдаться и интерференция навыков, т. е. отрицательное влияние ранее выработанных навыков. Учителю, прежде всего, важно выявить эти случаи. Особенно ярко интерференция будет наблюдаться при переучивании—старый, неправильно выработанный навык долгое время продолжает мешать выработке нового, правильного. В целях предотвращения интерференции целесообразно предложить учащимся хорошо осмыслить, чем отличается новый навык от старого.
В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают умения. Под умением следует, понимать такое сочетание знаний и навыков, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности. Следует различать специфические умения, проявляющиеся на уроках по различным предметам, и обобщенные умения, проявляющиеся при выполнении любой деятельности: умение планировать свою работу, всесторонне учитывать условия задачи, рассматривать явления с различных точек зрения, самоконтроль и многие другие.
Умения, так же как и навыки, могут находиться на разных уровнях развития. Сначала учащиеся обосновывают каждое действие, осознают все верные oоперации и теоретические положения, на которых они строятся. Это проявляется в развернутости рассуждении и действий. Поэтому, как правило, учитель здесь специально побуждает учащегося развертывать рассуждения и операции, требует, чтобы учащийся «рассуждал», отвечал, почему он так делает. Поощрение свернутых суждений на данном этапе является ошибкой.
Показателем того, что умение сформировано на высшем уровне, является его сознательный перенос на решение новых задач. Если учащийся может дать определение какого-либо понятия через родовой и видовой признаки, то это умение на высшем уровне должно проявиться в правильном определении других понятий и, что особенно важно, в определении понятий из других дисциплин. Чем шире перенос, тем более высокий уровень умений проявляет учащийся.
Другое на сайте:
Техника убеждения
Что же делать, если возникает реальная необходимость доказать свою точку зрения руководителю? Как не испортить при этом отношения с ним?
Выступая против мнения руководителя, важно знать:
1 когда нужно, а когда не нужно отстаивать свою т ...
Связь возрастной психологии с другими науками
Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины важны для понимания пренатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних оснований. Они играют значительную роль при анализе адаптивных возможн ...
Трудные ситуации и психическое здоровье ребенка
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром.
Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть вс ...
