Конфликты в системе высшего образования
Причины возникновения конфликтов. [8; 150].
Рассмотрим причины возникновения конфликтов по всем основным линиям взаимодействия в системе высшего образования. Главные причины конфликтов по линии взаимодействия «ВУЗ – общество» обусловлены недостаточностью и нерегулярностью государственного финансирования вузовского образования. Следствиями этого являются следующие негативные тенденции:
- деградация материально-технической базы ВУЗов;
- падение престижа социального статуса преподавателя;
- снижение мотивации преподавательской деятельности;
- отток профессорско-преподавательского состава в коммерческие структуры (в последние годы из ВУЗов ушли 15% профессоров и 10% доцентов) [8; стр. 124];
- утечка умов из среды академических и вузовских ученых за рубеж.
Низкий уровень заработной платы преподавателей вынуждает их искать источники дополнительного заработка.
Перечисленные причины негативно сказываются на морально-психологическом климате в вузовской среде, способствуют возникновению различного рода конфликтов и снижают уровень подготовки специалистов высшей квалификации.
Другая группа конфликтов по линии взаимодействия «ВУЗ – общество» непосредственно связана с процессом обучения и его результатами. Здесь можно выделить следующие противоречия:
отставание интеллектуального и творческого уровней выпускаемых вузом специалистов от потребностей современного общества;
недостаточная гибкость вузовского образования в вопросах подготовки специалистов необходимого профиля, в результате чего значительная часть выпускников оказывается невостребованной;
невостребованность специалистов с высоким уровнем образования и интеллекта, ориентированных на академическую (фундаментальную) науку, искусство, литературу, т.е. работников высокоинтеллектуального труда.
Конфликты по линии взаимодействия «ректорат – вузовский коллектив» в основном сводятся к двум причинам: стилю руководства учебным заведением и социально-психологическому климату в вузовском коллективе.
Существует три стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный, или директивный, стиль предполагает высокую централизацию власти, единоначалие в принятии решений и жесткий контроль за деятельностью подчиненных.
Демократический, или коллегиальный, стиль основан на коллективном обсуждении важнейших производственных проблем и коллективной ответственности. Такой стиль управления стимулирует инициативу со стороны подчиненных и способствует установлению благоприятного психологического климата в коллективе.
Либеральный, или попустительский, стиль предполагает минимальное участие руководителя в управлении коллективом.
Современный руководитель должен в совершенстве владеть различными методами управления, так как в разных ситуациях наиболее эффективным и приемлемым может оказаться тот или иной стиль руководства.
По данным социологических исследований [8;стр.125], лишь треть преподавателей, из числа опрошенных отметили позитивную роль руководства вузов во всех сферах вузовской жизни, в том числе и в разрешении конфликтов.
Оценки студентов более негативны: стиль работы ректората одобрил только каждый четвертый опрошенный, а не одобрил каждый третий. Стиль управления на уровне факультета одобрил лишь каждый десятый студент, а не одобрил – каждый второй.
На уровне кафедр также доминируют причины конфликтов, связанные со стилем руководства. Плохую организацию труда отметили 20% респондентов, несправедливое распределение нагрузки – 18%, недовольство проводимой на кафедре кадровой политикой – 15%. [8; стр.126].
Другое на сайте:
Процесс социальной адаптации в подростковом и юношеском
возрасте
Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. И вообще, высокий уровень социальной ответственности и самостоятельности возмо ...
Характеристика развития мышления
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении ...
Я-система
Тревога – продукт межличностных отношений; первоначально она передается от матери к ребенку и впоследствии связана с угрозой безопасности. Для того, чтобы избежать тревоги (актуальной или потенциальной) или свести ее к минимуму, люди испо ...