Концепция психологической защиты личности
Во-вторых, при блокаде целенаправленной деятельности, когда возникает непреодолимое препятствие на пути достижения осознанной цели, и эта недостижимость выступает как угроза значимости личностного смысла. В-третьих, при отрицательном воздействии на Я-концепцию личности (например, при резком снижении самооценки), несущем угроза смыслам, связанным с самоотношением к себе. В обоих случаях возникает состояние фрустрации.
Основная цель психологической защиты – избавление личности от состояния тревоги или фрустрации, которая возникает по вышеназванным причинам.
Возникновение психологической защиты и её связь с личностным смыслом в процессе деятельности человека можно объяснить на основе разработанном А.Г.Асмоловым представлении об иерархии уровней проявления психологической установки как механизма стабилизации деятельности. Эта концепция основана на теории деятельности А.Н.Леонтьева и теории установки Д.Н.Узнадзе [13, с. 97].
Теория деятельности А.Н.Леонтьева рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов. В контексте теории деятельности разработаны представления о структуре деятельности (состоящей из деятельности, действий, операций и психофизиологических функциональных систем), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности.
Теория установки основывается на представлении Д.Н.Узнадзе об установке как целостной модификации субъекта, его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребности, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека.
Концепция А.Г.Асмолова об иерархической уровневой природе установки механизма стабилизации деятельности говорит о том, что содержание, функции и феноменологические проявления установок зависят от того, на каком уровне деятельности они функционируют. В соответствии с основными структурными единицами деятельности, выделяются уровни смысловых, целевых и операциональных установок, а также уровней психофизиологических механизмов - реализаторов установки.
В процессе деятельности, согласно А.Г.Асмолову, личностный смысл выражается в форме смысловой установки как готовности к определенным образом направленной деятельности и стабилизирующей процесс деятельности в целом, её действий и операций.
Смысловая установка определяет содержание установок на нижележащих уровнях, основная функция смысловой установки проявляется, прежде всего, в выборе тех или иных целей, соответствующих мотиву деятельности, процесс целесобразования приводит к возникновению целевой установки [6, с. 73].
Из концепции А.Г.Асмолова нам представляется возможным сделать следующие выводы. Изменение условий требует замены операциональной установки. Разрешение противоречий может произойти за счёт нахождения новых средств и способов деятельности, при невозможности постановки новой цели нет реализации смысловой установки и деятельность на некоторое время приостанавливается. Если есть возможность отказа от нерезультативной деятельности путём снижения значимости личностного смысла до минимума и актуализация нового личностного смысла, то мотив продолжает работать и потребность может быть удовлетворена. Если же нет возможности отказа от актуализированного личностного смысла и нет возможности осуществления деятельности, то возникает явление, которое описывалось нами ранее как противоречие между личностным смыслом и вновь возникшим значением, приводящее к психической травме.
Другое на сайте:
Эмоции и эмоциональные состояния
Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть — все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы ценить что- ...
Эмоциональная регуляция деятельности
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.
Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим ...
Психические особенности детей младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него ...