Речь. Общая психологическая характеристика
3) суперэго («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.
Аналитическая теория личности
Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Многие представители этого направления были учениками Фрейда. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.
Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога.
По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.
Выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности:
1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.
2. Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.
3. Индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.
Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления:
1.«клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса
2. «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу.
Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существу ют две врожденные тенденции:
1.«самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека.
2. «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К,, 1994).
Цель жизни, согласно К. Роджерсу, – реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.
А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:
1.«дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения,
2. «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.
Другое на сайте:
Интериоризация и экстериоризация
Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе рассматриваются как механизмы усвоения общественно-исторического опыта[23]. Мысль о происхождении внутренней(интериоризация) психической деятельности, деятельности человеческого со ...
Педагогика: предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики
Из античной Греции ведет своё происхождение и термин «педагогика»
, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
Педагогика-
наука о том , как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным ...
Понятие здоровья и его критерии
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, ...