Речь. Общая психологическая характеристика
Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:
1) физиологический (потребности в еде, сне);
2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);
3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;
4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);
5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.)
В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:
1) «реальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»(Роджерс К., 1994);
2) «идеальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
3) потребности в самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997)
Когнитивная теория личности
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.
Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ, construct – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам, человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструкт
– это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.
У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):
1. блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которыми человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.
2. блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально.
Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: 1. когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов)
2. когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).
Поведенческая теория личности
Существуют два направления в поведенческой теории личности:
1. рефлекторное
2. социальное.
Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова, В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.
Основатели этой теории считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные.
Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Наше поведение и есть личность.
Другое на сайте:
Психологические особенности личности подростка
Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет); период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность пор ...
Действия и цели
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая может быть определена как образ желаемого резул ...
Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на развитие интересов
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии мышления, исследовательской активности и способностей ребенка. Основная часть диалогов, непосредственно направленных на познавательное развитие, осуществляется теперь в рамках шко ...
