Психологическая характеристика юношеского возраста
Стабилизация многих физиологических функций, формирование телесной конституции, свойственной взрослому человеку, позволяет юношам и девушкам учувствовать в различных видах производственного труда. Трудовая деятельность способствует обогащению теоретических знаний, полученных во время учебы, расширению кругозора, а главное – формированию качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности, для самореализации. Необходимость выбора дальнейшего жизненного пути, избрание той или иной профессии является наиболее важной особенностью этого возраста.
Черты личности в юношеском возрасте определяются теми психологическими новообразованиями, которые нарождаются еще в подростковом возрасте: усиление интереса к своей собственной личности, стремление к самостоятельности взрослости; проявление критичности и т.д. , но они несколько видоизменятся.Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются психологами по–разному. Здесь речь пойдет в основном о 15-18 летних людях, главным образом старшеклассниках, которых в психолого-педагогической литературе называют юношами.
У человека основным содержанием деятельности является труд, создание материальных и духовных ценностей. Отношение индивида к виду опосредуется теперь его отношением к обществу и культуре. Отсюда – качественно иное, чем у животных, содержание понятий созревание и подготовка к жизни.¹
¹ Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1979.С 5.
Созревание предполагает , таким образом , социализацию, и не может осуществляться вне её и помимо её. Поэтому и переходный возраст это этап развития личности, процесс
перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по правилам взрослых, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека. Содержание, продолжительность и критерии этого перехода неодинаковы и зависят от индивидуальных особенностей. Психологи разграничивают подростковый возраст (отрочество) и юность. Но хронологические грани этих периодов весьма условны, они частично пресекаются. Никто не назовет 11-13 –летнего мальчика юношей, 18-19 –летнего юношу – подростком. А вот возраст между 14-15 и 16-17 годами в одних случаях определяется как ранняя юность, в других – как конец отрочества. В научной литературе по возрастной психологии и физиологии приняты периоды юношества с 17 лет до 20 лет.
В психолого-педагогической литературе акцент делается не на физическом развитии, а на смене ведущих форм деятельности. Бажович Л.И. определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив свое внимание на:
развитии мотивационной сферы личности;
определение старшеклассников своего места в жизни и внутренней позиции;
формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность;
самосознания и морального сознания.¹
В социологической литературе возрастная периодизация основывается главным
образом на изменении общественного положения и социальной деятельности
личности, причем характеристика дается на свойствах юношества как социально – демографической группы.
Другое на сайте:
Поведенческая терапия
Поведенческая терапия -это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления.
В основе поведенческой терапии лежит психологическая модель социального научения и приверженность научному методу. G. Terence Wi ...
Сеченов: учение о рефлекторной природе психики
Особым путем продвигался ИМ. Сеченов. Его первый трактат, вошедший в книгу «Психологические этюды», назывался «Рефлексы головного мозга» (1863). Трактат получил широкий резонанс в русском обществе, журналистике, литературе. По свидетельст ...
Структура психики; соотношение сознания и бессознательного
Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы. 2) психические состояния. 3) психические свойства.
Психические процессы – динамическое отражени ...