Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного проявления индивидуальности
Жизнь человека невозможна без общения с людьми, без влияния социума. Формирование человеческой личности, становление «я-концепции» происходит при обязательном участии окружающих, как непосредственном (воздействие при воспитании, обучении), так и дистантном (свободное высказывание точек зрений, мнений в литературе). Это и выдвигает на первый план необходимость исследования социально-психологической адаптации (СПА) - процесса, приводящего к социально-психологической адаптированности – состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Социально-психологическую адаптацию можно назвать продуктивным проявлением индивидуальности, опираясь на взгляды А.Г. Асмолова (Асмолов, 1990). Подобный вывод основывается на ряде общих характеристик, лежащих в основе этих двух понятий. Речь идет об идеях активности личности в процессе СПА, наличии необходимости осуществлять выбор при адаптации между разными мотивами, отыскивать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные средства для перестройки отклоняющихся от нормативно заданных эталонной группой линий поведения. В конечном счете, продуктом проявления социально-психологической адаптации является адаптированность как преобразование субъектом себя. Придерживаясь концепции А.Г. Асмолова, рассмотрим внутренне ориентированную религиозность в рамках мотивационно-смысловых отношений индивидуальности. Г. Оллпортом предложил понятия «extrinsic» - внешне ориентированная - и «intrinsic» - внутренне ориентированная - религиозность. Ценности внешне ориентированной, Е-религиозности, инструментальны и выполняют какие-либо функции, то есть используемы. Внутренне ориентированная, I-религиозность, находит мотивацию в религии как таковой. Другие личностные потребности рассматриваются как подчинённые основной мотивации, приводятся с ней в гармонию или отвергаются. Можно сказать, что, если индивид первого типа использует свою религиозность, то личность второго типа живёт ей. На наш взгляд, внутренне ориентированная религиозность способствует изменению не только мировоззрения человека, но и системы его взаимоотношения с другими людьми. Если внутреннюю религиозность рассматривать как основное мотивационно-смысловое отношение личности, выражающее личностные смыслы в поведении, регулирующее поступки и деяния, то можно говорить о влиянии данного явления на социально-психологическую адаптацию как продуктивное проявление индивидуальности. Таким образом, проблема нашего исследования: оказывает ли влияние и в какой степени внутренне ориентированная религиозность на уровень социально-психологической адаптации. За концептуальное основание исследования мы берем предположение о том, что внутренне ориентированная религиозность, через формирование интегрированной и устойчивой «я-концепции», диспозиционной терпимости, переживаний, адекватных ситуации, способствует успешному протеканию социально-психологической адаптации и, как следствие, большему уровню адаптированности. Под диспозиционной терпимостью подразумевается предрасположенность, готовность к терпимой реакции личности на среду. Таким образом, гипотеза нашего исследования: если у человека внутренне ориентированная религиозность, то у него высокий уровень социально-психологической адаптации. Цель исследования: показать, влияет ли внутренне ориентированная религиозность на уровень социально-психологической адаптации. Способ регистрации переменных – опросные методики Г. Оллпорта, Д. Росса, К. Роджерса, Р. Даймонда, Д. Райгородского. В качестве дополнительных переменных выступает пол, возраст, наличие навыков общения, социальный статус, темперамент.
Другое на сайте:
Методы изучения сплоченности
Техника измерения групповой сплоченности включает два тесно соприкасающихся методических подхода.
Первый – измерение эмоциональной привлекательности членов группы. Он строится наперёд в положении: чем большее количество членов группы нра ...
Проблемы типов
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из ни ...
Личность, ее виды и структура
С позиции юридической деонтологии исходным началом в постижении структуры психики человека является уяснение общей характеристики личности.
Личность - социально-психологический облик человека, проявляющийся в устойчивом сочетании его инд ...
