Роль и статус личности в группе. Формальное и неформальное лидерство
Характер взаимоотношений индивидов в процессе активного взаимодействия, деятельности и межличностного общения в группах анализируется в современной психологии с использованием понятий «роль» и «статус».
Еще в 1935 г. Р. Линтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личностей в группе в различных ситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятия «статус» и «роль». Статус он определил как собрание прав и обязанностей индивида, а роль представил как динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет права и обязанности в соответствии с социальным ожиданием группы, он выполняет роль. Таким образом, роль означает реализованное поведение, ожидаемое от того или иного лица в конкретных ситуациях деятельности при взаимодействии его с другими членами группы.
Внимание и интерес к проблемам социализации личности, особенно к исследованию механизмов взаимодействия личности с обществом, привели психологов и социологов к необходимости более глубокого изучения влияния социальных и общественных факторов на поведение и самосознание личности. В связи с этим оказалось, что роль и статус как нельзя более адекватно могут быть использованы для описания и объяснения различных сторон того сложного процесса становления и развития личности в системе «личность-группа-общество», который получил название социализация личности.
Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым. Это специфический тип межличностных отношений, где отношения строятся на равных, и свой статус в группе необходимо заслужить и отстоять. Именно в группе однолеток вырабатываются умения соотносить свои интересы с интересами других, подчиняться коллективной ответственности и вместе с тем уметь постоять за себя, за свои взгляды и права. Кроме того, группа однолеток является одним из факторов, которые обусловливают активность личности подростка.
Доказано, что социальная активность подростков может формироваться двумя основными способами: по пути интеграции личности с группой, усвоение индивидуальных норм, ценностей и ролей, которые сложились в ней, либо по пути противостояния групповому давлению.
Группа может влиять на подростка как позитивно, так и негативно. Позитивный толчок к развитию группа дает потому что: в группе индивид встречается с людьми, которые являются для него источником духовной культуры; отношения с людьми несут в себе, как правило, положительные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваивает личность; в группе подросток может научиться коммуникативным умениям и навыкам; от членов группы индивид получает информацию, которая дает ему возможность правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и закреплять положительное в своей личности, избавляться от недостатков.
Негативное влияние группы на личность подростка состоит в том, что: влияние и психологическое давление других членов может нивелировать и деиндивидуализировать личность; группа может тормозить творчество личности, проявления ее своеобразности; под давлением общегрупповой мысли могут быть унифицированы индивидуальные взгляды и рассуждения; группа может способствовать развитию конформизма; группа может тормозить развитие личности, поскольку сама находится на низком уровне развития.
Поскольку, учебная деятельность в подростковом возрасте является основной, класс можно рассматривать как стабильную группу с разных точек зрения. Во-первых, это официальная (формальная группа), которая имеет официальный статус, права и обязанности своих членов, а также определяет главный санкционированный вид деятельности – обучение. Во-вторых, класс одновременно является и неформальной (неофициальной) группой, которая развивается спонтанно и независимо и которая для каждого своего члена может быть либо референтной, либо равнодушной. Исходя из этого, место каждого подростка в классе можно рассматривать с точки зрения его официального и неофициального положения.
Другое на сайте:
Феномен памяти
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает ...
Общая методика анализа снов
Сны занимают треть нашей жизни, но люди чаще всего не обращают на них внимание, если это не кошмары. Некоторые даже утверждают, что не видят снов, хотя по результатам исследований выясняется, что на самом деле они их не помнят. Происходит ...
Цвет и эмоции человека
В "Учении о цвете" И.В. Гете писал: "цвет — продукт света, вызывающий эмоции". Когда мы говорим: "почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха", то не воспринимаем эти выражени ...