Психосемантическое исследование представлений о личности профессионального психолога и его клиента
Некоторые факторы, не имеющие прямых аналогов в других факторных пространствах, ярче всего отражают специфику восприятия социальных ролей психолога и клиента. Например, представления психологов об идеальном психологе включают понятие о том, что необходимо придерживаться определенной «золотой середины» в проявлении собственной активности при работе с клиентом.
«Не психологами» выражено представление об идеальном психологе как о человеке, способном скрывать свои чувства в интересах психологического комфорта окружающих. В факторной структуре, отражающей семантическое пространство представлений о профессиональном психологе в действительности, у лиц с психологическим образованием выделены представления о некоторой «тревожной» активности, достаточно высоком неравнодушии.
Семантические представления образа клиента профессионального психолога «не психологами» включает представление о подвижности, присущей духовному миру человека, обратившегося за помощью к психологу, его интеллигентности, некоторой неуверенности в себе, мягкости характера, тревожной, тонкой натуре. Для психологов характерно представление о «потребительской» установке клиента, эгоизме в проявлении чувств, трудностях в самостоятельном решении проблем, невысоком уровне ответственности. Но в целом представления психологов о клиенте характеризуются минимальной оценочностью с точки зрения социальной желательности и подчинены «презумпции невиновности» клиента: он оценивается как человек скорее готовый быть искренним, чем скрытный, скорее воспитанный, чем с низким уровнем личной культуры, а также несамолюбивый и способный проявить ум и трудолюбие в решении своих проблем.
Исследование способствовало выявлению определенной специфики представлений о личности в зависимости от того, имеет ли субъект психологическое образование. Представления лиц без психологического образования характеризуются большей стереотипизированностью и оценочностью. «Не психологи» более склонны давать общую оценку личности на основании представлений о социальной роли субъекта, чем оценивать конкретные проявления поведения и отношений. Представления психологов о себе и других подчинены целям их трудовой деятельности. Сформированные у психологов образы-типажи оцениваемых объектов менее нагружены оценочным содержанием и касаются конкретных видов поведения, проявлений отношения к себе и окружающим, а не личности в целом.
Другое на сайте:
Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного
проявления индивидуальности
Жизнь человека невозможна без общения с людьми, без влияния социума. Формирование человеческой личности, становление «я-концепции» происходит при обязательном участии окружающих, как непосредственном (воздействие при воспитании, обучении) ...
Формирование и развитие способностей
Перед психологией очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие процессы такого механизма еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса.
Способно ...
Самооценка
Требования взрослых тогда становятся надежными регуляторами поведения ребенка, когда они превращаются в его требования к самому себе, т. е. в саморегуляторы, которым ребенок следует независимо от того, находится он под контролем других ...
