Эволюция психики животных
На разных уровнях стадии перцептивной психики стоит большинство существующих ныне позвоночных животных. Переход к этой стадии, по-видимому, связан с переходом позвоночных к наземному образу жизни.
Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего, имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян. Классические опыты, посвященные поведению наших далеких «родственников», принадлежат В. Келеру, Р. Йерксу в США, И.П. Павлову в Колтушах. Когда говорят о высших обезьянах, то всегда в голову приходят, прежде всего, опыты с употреблением палки. Низшие обезьяны без дрессуры, без выработки соответствующего навыка не обращаются к палке. Этот акт объясняется образом жизни обезьян, то есть тем, что в естественной обстановке легкая низшая обезьяна доберется до плода там, где более тяжелая высшая обезьяна будет вынуждена прибегнуть к помощи палки, чтобы сбить или придвинуть к себе ветку с плодом. А.Н. Леонтьев развивает мысль об интеллектуальной стадии развития психики: «Поведение человекообразных обезьян не может быть описано только в терминах переноса. Я как-то пробовал описать его в терминах фазности поведения: подготовительная и исполнительная фазы действия. Подготовительное и исполнительное действия относятся к категории способов действия, представляют собой известные системы операций. Так, нужно раньше достать палку, а потом достать плод. Само по себе доставание палки приводит к овладению палкой, а не плодом. Это — первая фаза. Вне связи со следующей фазой она лишена какого бы то ни было биологического смысла — это и есть фаза подготовления. Вторая фаза — употребление палки — является уже фазой осуществления деятельности в целом, направленной на удовлетворение данной биологической потребности животного. Отметим, что фаза подготовления связана у обезьяны не с палкой как таковой, а с объективным отношением палки к плоду»[8].
Другое на сайте:
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с заиканием
Одной из характеристик детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни [5]. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннег ...
Направленная тренировка органов по Н. Kleinsor-ge-G. Klumbies
Идея целенаправленного применения аутогенной тренировки для терапии функциональных нарушений деятельности отдельных органов и систем принадлежит Н. Kleinsorge, который в последующем совместно с G. Klumbies разработал методику «направленно ...
Процесс социальной адаптации в подростковом и юношеском
возрасте
Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. И вообще, высокий уровень социальной ответственности и самостоятельности возмо ...