Требования к выполняемой работе
В настоящее время в России формируется система сертификации персонала, имеющая целью подтверждение уровня квалификации специалиста независимым органом. Актуальность и целесообразность этого мероприятия обусловлена естественным процессом развития и демократизации рынка труда[37].
Система сертификации должна охватить практически всех квалифицированных работников, занятых на предприятиях всех форм собственности. Причем для специалистов, занимающихся видами деятельности, сопряженными с риском для жизни и здоровья людей, сертификация должна быть обязательной, а для остальных, то есть персонала, деятельность которого приводит только к экономическим последствиям – добровольной. К квалификации инженерно-технического персонала предъявляются весьма высокие и разнообразные требования[38]. Предложения по построению системы сертификации инженерно-технического персонала в России, разработаны сотрудниками АНО «РОСП». Данные предложения выносятся на обсуждение с целью создания системы ГОСТов, устанавливающих порядок сертификации персонала по профессиональным и должностным требованиям. Квалификация специалиста характеризуется не только академическими знаниями и умениями, которые формируются в вузе, но и его практическим опытом, кругозором и личностными качествами, которые должны быть учтены при сертификации. К этому следует добавить, что процесс сертификации естественно ограничен во времени и принципиально не может включать исчерпывающую проверку всех знаний и навыков специалиста. Поэтому система сертификации должна быть ориентирована на проверку именно тех свойств специалиста, которые обеспечивают качественное выполнение его обязанностей. Сертификационные требования могут быть разбиты две группы:
– профессиональные, обуславливающие способность обеспечивать необходимое качество результатов своего труда и требуемый уровень производительности;
– должностные, характеризующие способности и подготовленность к управленческой деятельности.
Для систематизации требований, предъявляемых к специалистам, целесообразно ввести универсальную систему уровней соответствия установленным профессиональным и должностным требованиям. Так предлагается ввести три уровня профессиональных требований (инженер III, II, I категорий) и три уровня должностных требований («исполнитель», «руководитель нижнего уровня» и «руководитель верхнего уровня»). При этом, должностной уровень «исполнитель» не требует сертификационного подтверждения.
Систематизация профессиональных требований
должна соответствовать уровню профессиональных задач, решаемых специалистом. Так для инженеров может быть использован следующий подход[39]:
– Инженер III (начальной) категории имеет квалификацию, достаточную для проектирования деталей аэродромов под руководством более опытных специалистов. Специалист, обладающий этим уровнем квалификации, имеет высшее специальное образование (бакалавр, специалист или магистр).
– Инженер II (средней) категории имеет квалификацию, достаточную для проектирования сложных задач самостоятельно или под руководством. Инженер, обладающий этим уровнем квалификации, имеет высшее специальное образование (специалист или магистр) и стаж работы не менее 3 лет на инженерной должности по своей специальности.
– Инженер I (высшей) категории имеет квалификацию, достаточную для разработки сложных построений. Специалист, обладающий квалификацией на таком уровне, имеет высшее специальное образование (специалист или магистр) и опыт работы по своей специальности не менее 5 лет.
Другое на сайте:
Развитие одаренного ребенка и его самооценка
Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Р.Бернс считает, что Я-концепция играет тр ...
Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
Первая группа проблем связана с групповыми целями.
Чаще всего цели группы не сформулированы для участников четко. Принятие их членами группы создает основу для обучающей активности. Определенная направленность действий позволяет участник ...
Уровни развития способностей и индивидуальные различия
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая спо ...