Профессиографическое исследование деятельности инженера-проектировщика аэродромов
Инженер (фр. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели или способа изготовления этого средства (продукта) и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта[1]. Можно сказать, что уже в эпоху Возрождения существовала инженерная наука. В качестве доказательства можно привести дневники и записи Леонардо да Винчи с описанием и чертежами многих технических устройств. В XVII веке Петр I приглашал иностранных горных и строительных инженеров для развития и процветания промышленности Российского государства. В настоящее время если обратиться к толковому словарю, то можно увидеть, что под словом «инженер» понимается человек с высшим техническим образованием. Сегодня специалисты инженерного дела трудятся практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства. Есть инженеры разных отраслей: технолог, геолог, системный инженер и так далее. Но данная работа посвящена инженеру- проектировщику.
Проектирование (от латинского projectus, буквально - брошенный вперед) - процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта[2]. Первые свидетельства существования проектирования встречаются уже в Древнем Египте Достаточно вспомнить весьма совершенную для того времени египетскую водопроводную систему. Обязанности инженера-проектировщика варьируются в зависимости от специализации - так, инженер-проектировщик объектов, например, аэродромов, делает на основе проекта, разработанного архитекторами, полный комплект чертежей будущей строительной конструкции. Инженер - проектировщик аэродромов очень узкая специальность, и несет в себе большую ответственность. От него зависит надежность, в эксплуатации аэродрома. Ему нужно рассчитать не только само здание аэропорта, но и взлетную и посадочную полосы, разметку прожекторов, место для разворота самолетов, а так же комплексное управление воздушным движением и многое другое
Ушедший ХХ век можно с полным правом назвать и «временем инженерии», и «веком инженеров». Прогресс науки и техники привел к расцвету инженерной профессии. Но прежде чем приобрести нынешнее значение и размах, профессия инженера, само инженерное дело прошло непростой, исторически длительный путь становления. Само слово «инженер» впервые стало использоваться для обозначения особого рода занятий в античном мире, не ранее III в. до н.э. Причем, так назывались лица, управляющие военными машинами. Менялось время, расширялся объем понятия «инженер» и «инженерное дело», но неизменным оставалось одно – инженерами называли людей, связанных с созданием различной техники и зданий, т.е. специалистов, обладающих техническими знаниями[3]. Если обратиться к истории создания знаменитых семи чудес света, то можно убедиться в наличии оригинального решения конкретных инженерных проблем. Например, храм Артемиды Эфесской (V в. до н.э.) без определенных знаний в инженерии и проектировании невозможно было бы создать такое чудо. По масштабности построения и полного расчета всех деталей его можно сопоставить его со строительством аэродрома, единственное различие, в те времена у людей не было таких возможностей проектирования, например, таких как компьютеры, в отличии от инженеров, которые занимаются проектированием в наши дни.
В XVI-XVII вв. в техническом деле начинают широко использоваться наброски и рисунки для изображения деталей, узлов, конструкций. Период перехода от ремесленного производства к машинному характеризуется еще более бурным развитием графических методов передачи технической информации. Одновременно с искусством черчения создаются и точные чертежные приборы и инструменты, ведутся теоретические изыскания в этой области. В 1798 году Гаспар Монж опубликовал книгу «Начертательная геометрия», в которой систематизировал приемы изображения технического объекта в виде проекций на две взаимоперпендикулярные плоскости. В результате чертеж прочно воцарился в технике. Инженерное дело получило свой особый язык – средство инженерного труда. Сущность инженерной деятельности находит свое отображение в функциях такой деятельности. Состав и последовательность выполнения функций инженерной деятельности, надо признать, незначительно изменились с той поры, как инженерный труд обрел статус профессии. Но содержание их многократно усложнились. Если когда-то инженер мог в одиночку пройти путь от технической идеи до ее промышленного применения, то теперь этот путь по силам лишь целой «команде» специалистов. Первым внутривидовым разделением функций инженерного труда стало обособление друг от друга тех, кто придумывал и конструировал технику , и тех, кто налаживал ее выпуск на заводах. Но на этом процесс специализации в среде инженерно-технических работников не остановился, и два первоначальных крупных блока внешних и внутренних функций раздробились к настоящему времени на ряд более мелких. К внешним функциям (или социальным) относятся гуманистическая, социально-экономическая, управленческая, воспитательная и функция развития технического базиса общества.
К внутренним или техническим функциям относятся такие, как функции анализа и технического прогнозирования, исследовательских разработок, конструирования, проектирования, технологического обеспечения, регулирования производства, эксплуатации и ремонта оборудования[4].
Первые инженеры- проектировщики аэродромов появились с идеей создания аэродромов. История создания начинается с 1507 года, когда человек впервые стал пробовать взлететь над землей. По мере развития воздухоплавательных приспособлений развивается идея о наличии специальных мест для тестирования и хранения этих приспособлений. И в 1909 году Главное инженерное управление решило построить первый в России аэродром на Гатчинском военном поле. Инженерами было выбрано это место, поскольку оно было ровное и достаточно широкое, позволяло ориентировать взлетно-посадочную полосу по «розе ветров»[5]. Это был военный аэродром.
Пройдя большую историю, начиная с давних времен, профессия инженер, преобразовывалась и изменялась, дополнялась и углублялась. В конечном счете, разделяясь на много отраслей, поучилась такая профессия как инженер – проектировщик. Впоследствии, когда стали сооружаться аэродромы, люди, работающие над их проектированием и созданием впоследствии получили название инженеры-проектировщики аэродромов, поскольку происходило развитие авиации, требований авиаций, к инфраструктуре аэродромов и к строительной отрасли в целом.
- Трудовой пост
- Кодекс профессиональной этики российских инженеров-проектировщиков
- Характеристика рабочего места
- Особенности социально-коммуникационного взаимодействия
- Критерии выбора профессии инженер-проектировщик аэродромов
- Требования к выполняемой работе
- Общая характеристика профессии
Другое на сайте:
Психологические подходы к изучению свойств личности
в профориентации
Большое количество исследовательских работ в этой области (например, работы Гуревича, Мерлина, Климова) посвящено тому, что авторы на примере разных видов трудовой деятельности, учебной деятельности показали, что ее результат может быть о ...
Источники психического развития
В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития – биологизаторское и социологизаторское:
1. Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции счита ...
Личность младшего школьника
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, кто вообще не посещал школу, его не было и у тех, для кого начальная школа ...