Понятия профессионального стресса
Профессиональное “выгорание” сотрудников может быть обусловлено такими причинами:
1) перегруженность или незагруженность работой;
2) организационные перемены;
3) ролевая неопределенность и ролевой конфликт;
4) эпидемия психогенного заболевания;
5) истощение физических и духовных сил;
6) трудоголизм.
Формами проявления производственных стрессов являются:
1) депрессии;
2) агрессивность по отношению к коллегам;
3) нежелание выходить на работу, прогулы;
4) большое количество брака продукции;
5) излишняя нагрузка на работе;
6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.
Целью данной работы ставлю перед собой детальное и глубокое рассмотрение основных методов профилактики производственных стрессов и способов борьбы с их последствиями. Для этого следует еще раз вернуться к определению понятия стресс. В переводе с английского языка слово "стресс" означает "нажим, давление, напряжение". А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: "Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)".
Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?
Что может быть противопоставлено стрессу?
Перечислим основные пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:
1) создание благоприятного организационного климата;
2) предоставление работникам возможности самим организовывать свою работу;
3) четкое определение обязанностей работников;
4) устранение причин, ведущих к перегруженности или недогруженности работой;
5) социальная поддержка;
6) психологическая помощь на предприятии;
7) программы общего оздоровления.
Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед.
Не ставьте перед собой «наполеоновские» планы, ведь только люди с “наполеоновскими” возможностями и силами могут выполнить такие планы. Ведь именно перенапряжение, большое количество работы и дел являются источником зарождения стресса и конфликтов в коллективе.
Следует также отметить важность индивидуальных подходов к предотвращению стрессов. Как было уже сказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовые ситуации. Одни уходят в себя и надолго абстрагируются от всего мира, другим, наоборот, необходимо постоянное общение, для того чтобы стресс не стал для них хроническим заболеванием. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, по возможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы быстрее выйти из стрессовой ситуации без особых осложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем.
Существуют еще и организационно-психологические меры, направленные на профилактику профессионального стресса. Так, например:
1. В понедельник целесообразно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний).
2. С целью необходимости упорядочения времени проведения производственных совещаний, технических советов целесообразно проведение их на всех уровнях управления во второй половине рабочего дня в понедельник и пятницу. При длительности совещания более 1,5 часа необходимо назначение 10-15-минутных перерывов через 1,5 часа работы.
3. Для предотвращения эмоционального перенапряжения необходимо составлять четкие временные планы-графики производственных совещаний с указанием их содержания. Также необходимо избегать планирования излишне длительных совещаний.
4. Для создания благоприятного психологического климата необходимо привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса в производственных коллективах. Подобное участие помогает персоналу принять перемены и дает ему возможность высказать свое мнение и "озвучить" претензии.
5. Необходимо предоставлять сотрудникам самим организовывать свою работу. Понимание того, что у работающих есть определенное право самим решать, что и как делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.
6. Нужно обеспечить четкое определение должностных обязанностей работников. С целью снижения возможности возникновения стресса, связанного с ролевой неопределенностью, надо четко определить должностные обязанности работников и сферу их ответственности.
Другое на сайте:
Эмоции и информация, хранящаяся в памяти
Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться - не могли собрать всю информацию, необходимую для адекватной реакции ...
Защитный механизм интеллектуализации
Защитный механизм интеллектуализация, является одним из менее известных защитных механизмов. Под ним понимают процесс, посредством которого субъект стремиться выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.
Этот ...
Заикание как нарушения речи
Заикание - довольно распространенный речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические затруднения в произношении слов, фраз. Речь говорящего прерывается характерными остановками, запинками, повторами отдельных звуков, сл ...
