Психика и организм
Наше тело и его психика включены во всеобщую связанность мировых процессов и как от удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.
Все эти влияния природы на нашу психику можно представить в виде некоторых кругов влияния:
1. Наиболее фундаментальным кругом, описывающим такое влияние является круг или целое вообще космической жизни.
В древности в этом смысле говорили о рождении под определенной звездой, т.е. о некотором состоянии мира и космических процессов. Которые оказывают первичные (а затем и последующие) влияния на нашу психику и, соответственно, на жизнь, её образ. Здесь речь идет о каком-то изоморфизме состояний мира, космоса и наших психических состояний, космических процессов и динамики нашей жизни. Всеобщая жизнь природы, целостность космической жизни как-то воспроизводятся в нашей психике и есть её, по-видимому, наиболее глубинный пласт.
2. Второй, более узкий, круг составляет целое жизни Солнечной системы,
в которое мы включены. Обратим внимание, что второй круг снимает, удерживает в себе предыдущий круг, первый круг, так же как и каждый последующий круг влияний удерживает в себе предыдущий круг, частью которого он является. Солнечная система уже более непосредственно задает условия нашей жизни, определяет её характер и структуру. И нет ничего удивительного, что мы чутко реагируем на ритмику Солнечной системы. Уже давно появились и соответствующие научные дисциплины, которые исследуют эти влияния (космобиология, гелиобиология, гелиопсихология и пр.) Давно было замечено, что, например, солнечные вспышки, повышение его радиоактивности оказывают непосредственное влияние на классовые психические состояния.
3. И третьим, ещё более непосредственным, кругом влияний является жизнь Земли
. По совей природе, биологи, устройству нашей психики ( а затем и сознания) мы являемся детьми Земли, земных природных условий. И наше историческое бытие, история вообще имеют своим условием специфическое земное бытие, которое определяют особые природные условия нашей планеты и её планетарная жизнь. Правда. Эти наши психобиологические особенности не так просто точно описать, поскольку у нас нет критериев, нет в наличии других условий жизни, но некоторые корреляции всё-таки очень явно бросаются в глаза.
А. Несомненно влияние на психобиологическую организацию климата в совокупности с целостностью природных условий. В условиях теплого климата можно констатировать некий специфический психический комплекс, психическую структуру, которые можно обозначить как «душевную легкость», и, действительно, люди в условиях теплого климата более экспрессивны, подвижны, «свободны», динамичны. Напротив, в условиях холодного климата преобладает строгость, организованность, ритмичность жизни и соответствующие такой жизни свойства психики. А умеренный климат определят нечто вроде средней психической организации (уравновешенность, сдержанность и пр.). Это, конечно, неточное описание , оно скорее имеет задачу указать факт существования такого пласта психики и необходимости его понимания и учета.
Б. Частям света, географическим условиям среды обитания соответствует расовые биопсихические особенности,которые формируются в процессе приспособления организма к наличной среде. И поскольку здесь среда общая для всех индивидов , проживающих в данной части света, то и психобиологические особенности, образующиеся в процессе приспособления к среде, являются общими для всех индивидов данной группы.
В. Природные условия определяют также и первичные условия производительной деятельности
людей, определяют характер, способы, ритм производственной деятельности, вообще общий характер движений, психодинамику, ритм всего поведения и реагирования. Так, степной житель привык просматривать пространство одним взором, другое дело житель гор. У него ориентировка строится уже по- другому. Таким образом, психика и её состояния имитируют внешние условия в процессе приспособления к ним, и через воспроизводство таких имитаций они удерживаются в самой психике и становятся её моментом.
Другое на сайте:
Симптомы болезни Альцгеймера
Хотя история болезни и внешние ее проявления могут существенно варьироваться у разных пациентов, специалисты выделяют основные этапы заболевания, связывая с ними появление тех или иных симптомов болезни Альцгеймера – расстройств в когнити ...
Коррекция взаимоотношений родителей с детьми тревожного социально-психологического
типа
1. Отношение родителей к деятельности ребенка:
а) урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых;
б) целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт). ...
Концепция развития памяти у детей
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообрази ...