Структура психики; соотношение сознания и бессознательного
Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы. 2) психические состояния. 3) психические свойства.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Все психические процессы подразделяются на познавательные
– к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные –
активные и пассивные переживания, волевые
- решение, исполнение, волевое усилие и т.д.
Под психическим состоянием следует понимать определившейся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и не эффективно.
Наиболее изученным являются: 1) общее психическое состояние, например: внимание проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т.п.)
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности:
|
ПРОЦЕССЫ |
СОСТОЯНИЯ |
СВОЙСТВА | |
|
ОЩУЩЕНИЯ | |||
|
ВОСПРИЯТИЯ |
УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС |
НАПРАВЛЕННОСТЬ | |
|
ПАМЯТЬ | |||
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |
МЫШЛЕНИЕ |
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ |
ТЕМПЕРАМЕНТ |
|
ВООБРАЖЕНИЕ | |||
|
РЕЧЬ |
АПАТИЯ |
ХАРАКТЕР | |
|
ВНИМАНИЕ | |||
|
ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЕ |
ЭМОЦИИ |
УГНЕТЕННОСТЬ И ДР. |
СПОСОБНОСТИ |
|
ЧУВСТВА | |||
|
ВОЛЯ | |||
|
ПОВЕДЕНИЕ | |||
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности ( систему потребностей интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека)
2) темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения) ;
3) способности (систему интеллектуально -волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие способности личности);
4) характер как систему отношений и способов поведения.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СОЗНАНИЯЮ
· обусловлено социальными условиями
· характерно творческое преобразование действительности.
· прогнозирующий характер деятельности
· отражение мира в его существенных связях
· наличие самосознания.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ
· в психических явлениях во сне
· в автоматизированных движениях
· в некоторых не осознанных побуждениях к действиям
· в реакциях на неосознанные раздражители.
Деятельность – форма активного сознания. Сознание – результат поведения и деятельности человека. Сознание образует внутренний план деятельности человека.
На уровне сознания, говоря проще мы имеем осознанный поступок или проявление каких-либо действий. Т.е. мы имеем цель или вновь возникшую потребность. У нас появляется желание или мотив удовлетворить данную потребность, что и служит сигналом к осознанным действиям (путям достижения данной цели) способных удовлетворить у нас вновь возникшую потребность (достижение цели). Т.о. на лицо некий мыслительный алгоритм.
Другое на сайте:
Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного
проявления индивидуальности
Жизнь человека невозможна без общения с людьми, без влияния социума. Формирование человеческой личности, становление «я-концепции» происходит при обязательном участии окружающих, как непосредственном (воздействие при воспитании, обучении) ...
Естественнонаучная парадигма в науке
Как сфера человеческой деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естествознание. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом ...
Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека
Ситуационные детерминанты мотивационно-эмоциональной регуляции человека специально в научных исследованиях не рассматривались за исключением одной области - психологии совладающего поведения. В качестве основных побуждающих к психической ...
