Ощущение
Определение ощущения –
простейшим познавательным психическим процессом являются ощущения. Простейшим его можно назвать только по сравнению с более сложными процессами. В действительности ощущение является продуктом сложной деятельности специальных органов, объединённых в целостные системы.
Анатомо- физиологический аппарат, специализированный для приёма воздействий определённых раздражителе из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называется анализатором. Каждый анализатор состоит из 3-х частей : 1)рецептора,
или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. 2) проводящих нервных путей
, по которым нервные сигналы передаются в мозг. 3) мозгового центра в коре
полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук) т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и психическим агентам.
Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.
Наиболее используемой является систематизация, преложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:
1) экстерорецептивные
, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
2) интерорецептивные
(органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме ( ощущения голода, жажды, боли, и т.п.)
3) проприорецептивные,
расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
ВОСПРИЯТИЕ.
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – отражение комплексного отражения раздражителя.
Выделяют четыре уровня перцептитного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – опознавательным действиям.
Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитеко-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного обзора.
Закономерность субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Свойства восприятия:
1.Целостность –
восприятие есть всегда целостный образ предмета.
2. Константность
восприятия – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное.
3. Структурность
восприятия –
восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например: слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки , а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр либо один рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
4. Осмысленность
восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
5. Избирательность
восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?»
Виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.
Сфокусированность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием.
Внимание – это направленность психики (сознание) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующей данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбората же важна функция удержания
(сохранения) данной деятельности (сохранение в сознание образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Но одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль
протекания деятельности.
Свойства внимания:
объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Другое на сайте:
Вклад А. Коллонтай в «женский вопрос»
Основная заслуга в разработке нового взгляда на социальные отношения между полами, которые должны сложиться в социалистическом обществе, принадлежала признанному теоретику большевиков в этом вопросе Александре Коллонтай. Александра Коллон ...
Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями
Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, ес ...
Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности
Сила нервной системы относится к уровню индивидных свойств в структуре индивидуальности.
К понятию силы нервной системы как фактора индивидуальных различий пришел И.П. Павлов в начале 20-х г. г. Однако основа для выдвижения этого психоло ...