Формы преодоления предконцертного волнения
1. Эмоциональная встряска (. много и оживлённо разговаривают на отвлечённые темы,
2. Аутосуггестия в тишине.
3. Расслабление в тишине.
4. Концентрация внимания на предстоящем выступлении.
5. Размышления, не связанные с предстоящим концертом.
6. Перемещения в пространстве.
Чтобы успешно воздействовать на то или иное эмоциональное состояние, музыканту необходимо его осознать, дать ему название, оценить.
Невозможно объяснить возникновение того или иного сценического состояния исполнителя, принимая в расчёт лишь особенности нервной системы или одни лишь интеллектуально-творческие качества. Необходимо учитывать все стороны динамической структуры личности.
Разработкой динамической структуры личности занимались многие психологи. Наибольшее распространение получила концепция К.К. Платонова, согласно которой все особенности каждой личности укладываются в четыре подструктуры, обобщённо названные автором - направленность, опыт, психические процессы, биопсихические свойства ().
Опираясь на концепцию К.К. Платонова, необходимо выявить все стороны личности, влияющие на особенности того или иного сценического состояния музыканта. Структура таких сторон личности выглядит следующим образом:
1) психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность, потребность в такой деятельности;
2) творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания;
3) особенности психических процессов (в том числе исполнительское внимание, воля, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения, гибкость психологической адаптации и др.);
4) типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент.
Все стороны личности, перечисленные в этой структуре, взаимосвязаны и взаимозависимы. Некоторые из них могут быть отнесены одновременно к различным подгруппам. Надо полагать, что сценическое состояние исполнителя формируется под воздействием всех четырёх подструктур.
Работу по формированию у музыканта-исполнителя психологической устойчивости на сцене необходимо осуществлять с самого начала обучения. Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью и в дальнейшем обладает способностью к преодолению эстрадного волнения.
Педагог должен учитывать в своей педагогической работе общие закономерности нервной деятельности. Так, нервные клетки работают продуктивно только 15 минут (по Павлову И.П.), а далее они отключаются на несколько секунд, вызывая отдых в определенной группе мышц. Поэтому очень важно на уроке чередовать различные приемы, которые бы переключали внимание с одной группы мышц на другие. Это необходимо использовать в работе с детьми, которые не могут долго концентрировать свое внимание на одной установке.
Другое на сайте:
Гуманитарная парадигма в науке
Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.
Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антр ...
Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:
1)период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);
2)период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную област ...
Ригидный тип
Чтобы включиться в беседу с вами такому человеку требуется необходимое время и настрой. Причем, это не зависимо от характера, будь он даже решительным и уверенным в себе человеком. Основная характеристика ригидного собеседника – основател ...